Встреча людей и неандертальцев произошла на Ближнем Востоке

Гомо сапиенс и неандерталец скрестились еще до того, как человечество разбрелось в Европу и Австралию. К такому выводу пришли ученые, проанализировав геномы людей ископаемых и современных

ФОТО: АР

Люди современного типа и неандертальцы встретились друг с другом на территории Ближнего Востока. Такое предположение высказал директор Института общей генетики РАН, член-корреспондент РАН Николай Янковский, комментируя результаты первой расшифровки полного генома неандертальца, опубликованные в журнале Science.

В исследовании принимала участие группа ученых под руководством Сванте Паабо из Института эволюционной антропологии имени Макса Планка в Германии. Впервые было проанализировано примерно 60% всего неандертальского генома, также был проведен сравнительный анализ этого генома с геномом современных людей, живущих в разных концах планеты.

В итоге авторы статьи пришли к выводу, что от 1% ло 4% своего нынешнего генома человек унаследовал именно от неандертальцев. "Впервые была оценена доля, которая, возможно, является наследием неандертальцев, она не превышает 4% от всей длины. Если это так, то значит у людей, живших тогда, и неандертальцев были контакты с появлением плодовитого потомства, частью которого мы являемся", - отметил Янковский.

По его словам, эти 4% были обнаружены в геноме людей, живущих десятки тысяч лет в Европе и в Азии, но их не было в геноме потомков людей, которые никогда из Африки не уходили. "Участки генома, сходные у человека и неандертальца, оказались одинаковы у жителей Франции и Папуа-Новой Гвинеи, но у "коренных африканцев" их не было совсем. Это значит, что гибридизация произошла, когда человечество еще не успело разбрестись в Европу и Австралию. Это "расползание из квашни" происходило на территории Ближнего Востока - больше просто негде, и значит, именно там впервые встретились люди и неандертальцы", - сказал ученый.

Он напомнил, что неандертальцы, равно как и люди, появились в Африке, но первые ушли в Евразию более 300 тыс. лет назад, а вторые - менее 100 тыс. лет. "Неандертальцы уже населяли те земли, в которые пришел из Африки человек современного типа. Не исключено, что неандертальцы были более приспособлены к жизни в более северных зонах, чем наши прямые предки, только вышедшие из субтропиков и те участки генома, которые мы унаследовали от них, скорее всего, связаны с теми или иными адаптивными особенностями", - отметил Янковский.