БАК подстраивается под календарь майя

Физики решили продлить бесперебойную работу коллайдера на целый год, чтобы позволить исследователям найти бозон Хиггса. Выведение установки на полную рабочую мощность раньше срока совпадает с датой конца света, указанного в календаре майя

ФОТО: АР

Большой адронный коллайдер (БАК), который планировалось закрыть на реконструкцию в конце 2011 г., судя по всему продолжит работу в бесперебойном режиме. Всего через несколько дней после того, как американские физики приняли решение остановить работу своего ускорителя элементарных частиц, их коллеги из Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН) договорились продолжить поиски неуловимой элементарной частицы - бозона Хиггса, сообщает научный журнал science.org.

Поимка "частицы Бога", или так называемого бозона Хиггса, считается одной из главных задач БАК. Бозон Хиггса является последним недостающим элементом современной теории элементарных частиц - Стандартной модели. Эта гипотетическая частица отвечает за массы всех других частиц, и группа физиков, которой удастся зафиксировать ее опытным путем, совершит беспрецедентный прорыв в области естествознания.

Напомним, что ранее БАК предполагалось закрыть на реконструкцию в конце 2011 года. Причина закрытия кроется в износе стабилизаторов системы, которые берут на себя ток от сверхпроводящих соединений, когда те утрачивают способность проводить ток без сопротивления. Специалисты полагают, что при возрастании напряжения, стабилизаторы могут не справиться с выполнением своей функции и предлагают дать отдохнуть установке в течение года. Однако азарт, который движет учеными, вынуждает продолжать эксперименты стахановскими темпами.

Таким образом, выведение установки на рабочий максимум может произойти уже в 2012 г., а не в 2013 г., как это планировалось ранее. Главным и самым ожидаемым открытием, которое физики надеются совершить в этот долгожданный момент, станет создание модели рождения Вселенной. А вслед за этим ученые намерены доказать, что параллельные вселенные - не выдумки фантастов, а реальный факт. В опубликованном в октябре 2010 г. сообщении пресс-службы ЦЕРН поясняется, что до сих пор ученые не смогли найти доказательства существования параллельных вселенных лишь потому, что другие миры "спрятаны" в измерениях, куда не проникает свет. Однако воссоздание рождения Вселенной должно помочь исправить эту проблему.

Возбуждение группы ученых из ЦЕРН разделяют не все. Даже некоторые физики убеждены, что эксперименты на базе БАК могут привести к глобальному катаклизму с немыслимыми последствиями. В среде критиков популярна идея о том, что вместо открытия новой вселенной ученые могут спровоцировать возникновение черной дыры, которая засосет в себя весь наш мир. Отметим, что документальный фильм BBC "Конец Света" ("End Day") предлагает вниманию зрителя четыре варианта возникновения глобальной катастрофы, которая уничтожит человечество: гигантское цунами, падение астероида, вызванная неизвестным вирусом эпидемия, а также рукотворный, но при этом самый разрушительный катаклизм - финальный эксперимент на адронном коллайдере.

Благодатной почвой для апокалиптических ожиданий служит календарь майя, который заканчивает летоисчисление в 2012 г., то есть как раз ко времени, когда адронный коллайдер в Швейцарии разгонится на полную мощность. Система астрономических расчетов, которую нам оставила загадочная индейская цивилизация, не до конца понята даже исследователям древности. Ясно, однако, что индейцы по какой-то причине "запрограммировали" движение светил лишь на пять тысяч лет, исход которых назначен на декабрь 2012 года.

Физиков мрачные предсказания не пугают, и исследователи ЦЕРН готовы двигаться с опережением графика. Так, руководитель научного проекта Рольф Хойер сообщил в недавнем пресс-релизе, что миссия БАК на 2010 г. была выполнена на два с половиной месяца раньше запланированного срока. Специалист предположил, что уже в текущем году физики смогут получить данные о частицах-кандидатах в частицы темной материи - загадочной субстанции, на долю которой приходится около 23% массы Вселенной.

Большой адронный коллайдер является крупнейшим в мире ускорителем элементарных частиц, предназначенным для разгона протонов и тяжелых ионов и изучения продуктов их соударений. Строительство БАКа велось 18 лет при участии физиков из более чем 70 государств. С помощью этой установки ученые надеются получить более глубокие знания об устройстве материи и, возможно, обнаружить новые элементарные частицы. Гигантское устройство заключено в кольцевом тоннеле с длиной окружности 26,7 км, пролегающем под землей на территории Франции и Швейцарии.