Лужков повторяет роковую ошибку

Терять экс-мэру Москвы, по большому счету, уже нечего: активы и семья за границей, и нападки Кремля в этом смысле ему даже выгодны – легче будет добиваться политического убежища, если дело дойдет до реальных обвинений


ФОТО: AFP



Кремль не видит политики в вызове на допрос по делу о хищении средств Банка Москвы бывшего столичного мэра Юрия Лужкова. Говорить о якобы политическом преследовании бывшего мэра - многовато чести для отставного политика, заявила пресс-секретарь президента Наталья Тимакова. "Насколько мне известно, Юрий Михайлович пока приглашен в качестве свидетеля", сказала Тимакова в ответ на просьбу прокомментировать последние высказывания бывшего градоначальника.

Самое примечательное в этом пассаже – слово "пока". Хорошо известно, как быстро свидетель может приобрести принципиально другой процессуальный статус. Вот, например, бывший глава Банка Москвы Андрей Бородин раньше тоже проходил по делу свидетелем. Но не смог договориться с ВТБ о цене своего пакета акций (в феврале банк приобрел 46,48% опорной кредитной организации столичного правительства, а глава ВТБ Андрей Костин заявил о намерении приобрести 100% акций банка) и уже весной превратился в обвиняемого – благо, к тому моменту он уже был в Лондоне, так что арестовывали банкира заочно.

Само дело о хищении средств было возбуждено еще в декабре прошлого года в отношении неустановленных лиц из числа сотрудников Банка Москвы, которые содействовали выдаче банком кредита ЗАО "Премьер Эстейт" на 12,76 млрд руб. под чисто символическое обеспечение. На полученную сумму "Премьер Эстейт" летом того же года приобрела 58 гектаров земли в Подмосковье у "Интеко", принадлежащей супруге мэра Елене Батуриной.

В феврале этого года в офисах компании "Интеко" были проведены обыски. По любопытному совпадению, как раз в тот момент между корпорациями велась борьба за этот актив. Сама Батурина тогда оценивала происходящее как "заказ и давление".

Месяц назад стало известно, что "Интеко" покупает "дочка" Сбербанка. Судя по всему, сделка получила благословление Кремля, и больше нет никакого смысла раскручивать уголовное дело. Но как бы не так: на этой неделе на допрос вызвали уже самого Лужкова, а президент Дмитрий Медведев лично пообещал разобраться, каким образом фирме Батуриной отошли столичные земли, предназначавшиеся иностранным посольствам.

Сам бывший градоначальник напрямую связывает эти неприятности со своим интервью радиостанции "Свобода", где он достаточно резко отозвался о Дмитрии Медведеве и предрек провал "Единой России" на выборах. Очень на то похоже, потому что залп был дан из всех орудий: о Лужкове показали отрицательный сюжет в программе "Вести недели", о нем вспомнили следователи, а глава администрации президента Сергей Нарышкин выступил с ответными обвинениями в адрес экс-мэра – тот был уволен из-за "запредельного уровня коррупции в столице", сообщил он.

Лужкову прозрачно дают понять, что ему не стоит сейчас возникать на политической сцене с критикой: компромата на него достаточно, и он может быть пущен в ход. Но на самом деле, чем больше времени проходит с момента отставки столичного градоначальника, тем в большей безопасности он может себя чувствовать. Потому что чем дальше, тем более очевиден вопрос о том, а почему, собственно, несмотря на "запредельный уровень" этой самой коррупции до сих пор не было предпринято полноценного расследования в отношении Лужкова и его подчиненных?

Одним словом, пора определиться: либо Лужков – вор (а Владимир Путин убежден, что вор должен сидеть в тюрьме), либо порядочный человек и тогда перед ним нужно извиниться. Сам Лужков как будто нарочно провоцирует ситуацию: он подал к Нарышкину иск о защите чести и достоинства в Пресненский суд Москвы, добиваясь компенсации за моральный вред, нанесенный ему обвинениями в коррупции. Похоже, экс-мэр повторно совершает ту же ошибку: недооценивает эмоции президента. Как известно, отставка Лужкова стала следствием его личного конфликта с Медведевым, вызванного отсутствием у бывшего мэра должного уважения к фигуре главы государства. Теперь Лужков демонстрирует откровенное презрение. Между тем уязвимость, которую президент ощущает в роли "хромой утки", может толкнуть его на самые решительные действия: наглядным примером тому может служить увольнение министра финансов Алексея Кудрина, который также должного почтения главе государства не оказывал.

Но, скорее всего, отвага бывшего мэра вызвана сразу несколькими факторами: терять Лужкову, по большому счету, уже нечего – активы выведены из России, семья давно живет за рубежом, и сам он теперь читает лекции за границей. В этом смысле нападки Кремля ему даже выгодны: легче будет добиваться политического убежища, если дело дойдет до реальных обвинений.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей