10 самых значимых открытий-2011

В уходящем году физики почти поймали "божественную частицу", врачи смогли остановить ВИЧ, палеонтологи нашли недостающие звенья в эволюции людей и животных, а астрономы сумели отыскать воду на Марсе

Уходящий год оказался богат на сенсационные научные открытия. На славу потрудились исследователи из всех областей: физики почти поймали "божественную частицу", врачи смогли остановить ВИЧ, палеонтологи нашли недостающие звенья в эволюции людей и животных, а астрономы сумели отыскать воду на Марсе.

Специалисты Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН) порадовали двумя сенсационными находками. В сентябре они потрясли мир известием, что обнаружили частицу, которая двигается быстрее скорости света. Нейтрино, мельчайшая субатомная частица, смогла на 60 наносекунд опередить скорость света (299, 792 тыс. км/секунду). Это революционное открытие подрывает основы современной физики, построенной на постулате Альберта Эйнштейна о том, что скорость света превысить невозможно.

Не успели исследователи отойти от потрясения, как в декабре БАК преподнес другой сюрприз. В коллайдере засекли новую элементарную частицу, еще не известную науке. Она тоже является бозоном, только, в отличие от Хиггса, состоит из двух частей. Физики предсказывали ее существование, вот только вживую обнаружить ее удалось впервые. Свою находку ученые назвали Chi_b (3P). Ее существование показало искателям бозона Хиггса, что они на верном пути, значит, обнаружение "божественной частицы" не за горами.

Прорывом в области медицины стал первый в мире успешный опыт по клонированию стволовых клеток человека. Ученые под руководством Скотта Ноггла из Нью-Йоркской лаборатории Фонда стволовой клетки перепрограммировали ооциты, женские половые клетки, снабдив их геномом соматической клетки. Если бы не лишний набор хромосом, фактически ученые получили человеческий эмбрион. Этот эксперимент открывает новые возможности для лечения заболеваний. Он также стал первым шагом на пути к клонированию человека.

Другим важнейшим достижением в области медицины стала уникальная методика, предотвращающая распространение вируса иммунодефицита человека. Антиретровирусная терапия не только сдерживает развитие СПИДа, но и на 96% снижает риск передачи вируса другим людям при гетеросексуальных контактах. Эксперты международного проекта HPTN 052 работали над этой проблемой в течение четырех лет и, наконец, достигли результата. Безусловно, эта терапия сама по себе не сможет остановить эпидемию, а только в сочетании с другими методами. Тем не менее врачи сумели сдерживать ее распространение.

Астрономы тоже отличились в этом году. Благодаря орбитальному телескопу Kepler, они обнаружили огромное количество планет за пределами Солнечное системы. Некоторые из них потенциально обитаемы. Главной претенденткой на звание родины внеземных форм жизни стала 581g из созвездия Весов, что в 20 световых годах от нас. Кроме того, ученые нашли несколько двойников Земли, например, планеты Kepler-20 e и Kepler-20 f, которые располагаются в 945 световых годах от Земли, на стыке созвездий Лебедя и Лиры.

Однако самым поразительным космическим открытием стало обнаружение следов воды на Марсе. На то, что вода в жидком состоянии может существовать, указывает наличие глинистых минералов, а также гипса. Эти структуры могли образоваться только под ее воздействием. Наличие воды является одним из условий зарождения жизни. Высказывают предположения, что примитивные жизненные формы могут обитать под поверхностью Красной планеты.

Что касается жизни на Земле, она изумила антропологов новыми видами. В этом году ученые сообщили, что нашли переходное звено между предками людей и древними приматами. Австралопитеки седиба (Australopithecus sediba) были похожи одновременно и на людей, и на современных шимпанзе. С одной стороны, у них человеческий череп, короткие пальцы, да и ходили они на двух ногах. А с другой, их руки были слишком длинные для человеческих, а запястья приспособлены для лазанья по деревьям. К тому же, размеры мозга тоже не характерны для людей.

Новые виды были открыты и в мире животных. Так, в Аргентине откопали окаменелые останки саблезубой белки (Croponio dentiacutus). У крохотного зверька была вытянутая морда и длинные клыки. Он напоминал чем-то известного персонажа из мультфильма "Ледниковый период".

Другое невероятное существо, о котором сообщили в этом году, было земноводным предком китов. У древнего создания нашли особенности, характерные, как для морских жителей, так и для сухопутных. Aegyptocetus tarfa мог нюхать, чего не умеют современные киты. При этом барабанные перепонки его уже огрубели, значит, он мог лучше слышать в толще воды. Необычное животное находилось на полпути к тому, что вести исключительно подводный образ жизни.

Генетики совершили невероятное открытие, расшифровав геном голого землекопа - мелкого грызуна, обитающего в Африке. Средняя продолжительность их жизни достигает 30 лет, что очень необычно для небольших животных. Например, нормальный возраст мышей в шесть - десять раз меньше. Ученых заинтересовало то, что процессы старения организма землекопов замедлены, к тому же, они невероятно устойчивы к болезням. Поскольку геном удивительного грызуна на 93% совпадает с геномом человека, исследователи рассчитывают, что дальнейшее его изучение поможет победить рак и даже возрастные изменения в организме людей.

В этом году сенсационной находкой поразили геологи. Они нашли в 1600 км к западу от берегов Австралии, на дне Индийского океана, два затонувших острова площадью в десятки тысяч километров. Анализ пород показал, что когда-то они были частью древнего суперконтинента Гондвана, включавшего в себя все материки Южного полушария: Африку, Антарктиду, Южную Америку и Австралию. Он раскололся на современные материки приблизительно 80 - 130 млн лет назад. Затонувшие куски Гондваны, по оценкам ученых, сформировались еще 1 млрд лет назад, а оторвались от суши и погрузились под воду в меловом периоде, 130 млн лет назад.