Безмозглую рыбу нашли у берегов Шотландии

Научно-исследовательская экспедиция обнаружила у островов Оркни несколько редких видов животных. Среди них оказалась диковинная рыба, у которой отсутствует мозг. Она является промежуточным звеном в эволюции позвоночных

ФОТО: Andrew Want/Marine Scotland

В ходе научно-исследовательской экспедиции к островам Оркни ученые из Эдинбургского университета обнаружили несколько редких видов морских обитателей. Среди них оказалась диковинная доисторическая рыба, у которой отсутствует головной мозг. Кроме того, ученые нашли гигантские мидии длиной порядка 48 см, а также интересных моллюсков, покрытых огненно-красными волосками.

Больше всего исследователей поразила странная рыба, которую они окрестили "безликой и безмозглой". У существа не было глаз, а вместо рта было отверстие, окруженное миниатюрными щупальцами. Интересно, что центральная нервная система рыбы несет ряд архаичных признаков. Спинной мозг заменяет нервная трубка, которая оканчивается в головной части мозговым пузырьком. Этот орган отвечает лишь за рефлексы и не может выполнять все то количество функций, какое он выполняет у рыб.

Все эти характеристики позволили ученым сделать предположение, что они столкнулись с представителем промежуточного звена между беспозвоночными и позвоночными животными. Дальнейшие исследования данного редкого представителя морской фауны позволит изучить эволюционную историю позвоночных. По строению "безмозглая" рыба напоминает ланцетника. Вполне возможно, что она является одним из его подвидов.

Ланцетники - это примитивные морские животные, обитающие на дне в прибрежных зонах. Биологи спорят, к какому классу относить этих необычных созданий. У них есть признаки как позвоночных, так и беспозвоночных животных. Поэтому их принято рассматривать как промежуточное звено. Расшифровка их генома в 2008 г. подтвердила их близость к общему предку позвоночных, значит, это живые представители доисторической фауны.

Ранее в северных морях британские исследователи уже сталкивались с дожившими до наших дней странными существами. Удивительные черви оседакс (osedax) поселяются на китовых останках, которые погружаются на дно. Полезные вещества черви-падальщики получают из костей. На конце у них есть специальные щетинки, которыми они проникают в костную ткань. За свою страсть к останкам их называют "черви-зомби" (zombie worms).

В этом году сотрудник Лондонского музея естествознания Николас Хиггс случайно обнаружил следы червей оседакс на окаменелой кости, которая насчитывает 3 млн лет. Выходит, любители мертвечины обитали еще в эпоху, когда по Земле ходили мамонты. Быть может, маленький размер - 2 мм в длину - и ареал обитания позволил им пережить доисторические катаклизмы.