Пьяные рыбы плывут на запах хищника

Повышенное содержание углекислого газа в воде заставляет рыб вести себя неразумно. Они не только путают, где право, где лево, но еще и готовы лезть в пасть хищнику, потому что чувство опасности пропадает

Оказывается, не только человеку свойственно глупое поведение в состоянии опьянения. Нечто подобное ученые обнаружили и у рыб. Только на обитателей океана разлагающе действует не спирт, а углекислый газ. Если в воде обнаруживается повышенное содержание СО2, рыбы буквально теряют голову. У них нарушается координация и исчезает чувство опасности, как говорят в таких случаях, им море по колено.

Впервые этот странный феномен обнаружил австралийский исследователь Филипп Мандей из Университета Джеймса Кука. Он помещал рифовых рыб в аквариумы с повышенным содержанием СО2. Они демонстрировали крайне неожиданное поведение. Например, те запахи, которых обычно рыбы остерегаются, наоборот, начинали их приманивать. Рыбы плыли на запах хищника, что в естественной среде обитания привело бы к неминуемой гибели.

Коллега Мандея Йоран Нильссон из Университета Осло попытался объяснить, что вызывает такое неразумное поведение. Когда углекислый газ взаимодействует с океанической водой, ее кислотность повышается из-за образования угольной кислоты. Поэтому рыбы вынуждены поддерживать внутри клеток более высокую концентрацию ионов. Химический баланс нарушается, и нервные клетки находятся в состоянии постоянного возбуждения. Так создается эффект, подобный опьянению. В результате рыбы ведут себя необычно.

Вместе с Мандеем Нильссон провел ряд экспериментов. Исследователи выращивали рифовых рыб-клоунов в аквариумах с нормальной концентрацией СО2 (450 микроатмосфер) и с повышенной (900). Когда мальки подросли, ученые выпустили их в резервуар, где было две протоки, одна из которых пахла хищником. Интересно, что рыб, выросших в условиях высокой концентрации СО2, этот запах не пугал. Они спокойно плыли в опасную протоку. А вот те, кто рос в чистой воде, сторонились страшного места и предпочитали туда не соваться.

В другом эксперименте ученые помещали рыб-ласточек с Большого барьерного рифа, которые не испытывали на себе прежде влияния углекислого газа, в аквариум с высоким уровнем СО2. Исследователи заметили, что у рыб нарушалась координация: они не делали различий между направлениями движения. Но, как только рыб обработали особым веществом, которое восстанавливает ионный баланс, нормальная реакция восстанавливалась.

Авторы исследования особо подчеркнули тот факт, что количество углекислого газа в океане непосредственно связано с деятельностью человека. Примечательно, что в экспериментах использовался такой уровень окисления воды, который будет через 50 лет, если темпы выбросов СО2 не снизятся. На данный момент около 2,3 млрд т опасного химиката каждый год попадает в воды океанов. Если так пойдет и дальше, предупреждают биологи, то экосистему ждет коллапс. Жабродышащие животные, такие как рыбы и ракообразные, попросту сойдут с ума и станут легкой добычей хищников.