"Шпионский камень" нашел хозяев

Бывший советник Тони Блэра пролил свет на дипломатический скандал, разразившийся в Москве в 2006 году. По словам Джонатана Пауэлла, "обычный с виду камень" оказался для Лондона "неприятной штукой", поскольку российские спецслужбы застали шпионов врасплох


ФОТО: AFP



Бывший советник экс-премьера Великобритании Тони Блэра пролил свет на историю со " шпионским камнем" в Москве, случившуюся в 2006 году. О роли российских и британских разведслужб в этой истории экс-глава канцелярии премьера Джонатан Пауэлл рассказал в документальном фильме "Путин, Россия и Запад", который сегодня выйдет в эфире телеканала BBC.

"Шпионский камень оказался неприятной штукой, - признался Пауэлл. - Они застали нас врасплох. Понятно, что им было известно о нем некоторое время, и они придерживали его ради своих политических целей".

Громкий скандал, который из шпионского вылился в дипломатический, разразился пять лет назад - в январе 2006 года. Тогда сотрудники ФСБ выявили случаи подпольной разведдеятельности, которую сотрудники британского посольства вели в Москве под дипломатическим прикрытием. Для передачи засекреченной информации шпионы использовали специальное электронное устройство, замаскированное под обычный камень. По данным российских служб, "здесь применялась совершенно новая технология шпионской техники", позволявшая секретарю-архивисту британского посольства Кристоферу Пирту транслировать данные прямо из московского сквера.

Сюжет о "шпионском камне" показали в передаче Аркадия Мамонтова "Специальный корреспондент" на телеканале "Россия". А вскоре после этого в скандал оказались вовлечены российские неправительственные общественные организации (НПО), так как среди обвиняемых в шпионаже оказались их зарубежные кураторы и спонсоры. В частности, в получении денег от британских спецслужб обвинили правозащитников Московской Хельсинкской группы. Впоследствии правозащитная организация подала иск о клевете в Арбитражный суд Москвы, однако процесс проиграла.

"Мы впервые поймали их за руку на агентурной связи и на том, что они финансируют ряд неправительственных организаций. На какие цели шло это финансирование, предстоит внимательно разобраться", - сказал тогда представитель ФСБ Сергей Игнатченко.

Вскоре после этого тогдашний президент страны Владимир Путин инициировал принятие закона, ужесточающего правила деятельности и финансирования неправительственных организаций. В результате некоторые НПО были закрыты. "Мы видели попытки спецслужб использовать НПО. НПО финансировались по каналам разведслужб. В этом случае никто не может сказать, что деньги не пахнут, - сказал Путин, объясняя суть инициативы. - Этот закон был принят для того, чтобы остановить вмешательство иностранных держав во внутренние дела России".

Британским дипломатам тоже не поздоровилось. Через некоторое время после демонстрации сюжета ФСБ заявила, что "в результате успешной операции в Москве была пресечена деятельность четверых представителей британской разведки, работавших сотрудниками посольства Великобритании".

В Лондоне причастность к истории с "обычным с виду камнем", как его окрестили в СМИ, упорно отрицали. Так, глава правительства Тони Блэр отказался комментировать скандальный эпизод, а британский МИД выразил "обеспокоенность и удивление" в связи с прозвучавшими из Кремля обвинениями. В свою очередь, экс-посол Великобритании в Москве Тони Брентон заявил, что Соединенное Королевство "в открытой форме" содействовало развитию гражданского общества в России и данные о финансировании НПО находились в открытом доступе.

Отметим, что свое сенсационное признание Джонатан Пауэлл сделал на фоне новых обвинений, звучащих со стороны высокопоставленных российских чиновников в адрес западных правительств и разведслужб. После массовых митингов в Москве премьер Владимир Путин указал на то, что сигнал вывести народ на улицы российским оппозиционным политикам подала Хиллари Клинтон.

Вслед за Путиным председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин усмотрел прямую связь между протестными выступлениями и заявлениями представителей Госдепартамента. А затем генпрокурор Юрий Чайка и глава Совбеза Николай Патрушев выразили уверенность, что мнением россиян манипулируют из-за границы, для чего заинтересованные зарубежные политики используют неправительственные организации и социальные сети в Интернете.

Выбор читателей