Кто ответит за провал на Олимпиаде

Более наглядную демонстрацию того, что Россия окончательно потеряла превосходство в спорте и в космосе, сегодня трудно себе представить


Министр спорта РФ Виталий Мутко. ФОТО: ИТАР-ТАСС



Кремль признал выступление российских спортсменов на лондонской Олимпиаде провальным. До сих пор российские чиновники предпочитали отделываться репликами из серии "не все еще потеряно", однако цифры – упрямая вещь. До конца Олимпиады три дня, а медальный план не выполнен даже наполовину. Предполагалось, что российские спортсмены завоюют 25 золотых наград, но их пока только двенадцать. Хуже того: впервые в истории нам не занять хотя бы третьего общекомандного места, вынужден был признать накануне глава администрации президента Сергей Иванов. Сейчас общий медальный зачет возглавляют США, второе место занимает Китай, третье – Великобритания. Россия, в общем и целом, не при делах.

Очередной удар по национальному самолюбию вызывает стойкое ощущение дежавю: ровно так же – от уверенных надежд до глубокого разочарования – менялся спектр общественного настроения во время зимних Олимпийских игр в Ванкувере в 2010 году. На самом деле, на этот раз еще обиднее: с провалом на Олимпиаде трагически совпала очередная авария ракеты-носителя "Протон-М", благодаря которой еще одна партия дорогостоящих спутников превратилась в космический мусор. Это могло бы произойти на месяц раньше или позже, и цепочка неудач не выглядела бы столь вопиющей. Но сейчас более наглядную демонстрацию того, что Россия окончательно потеряла превосходство в спорте и в космосе – то есть в том, что с советских времен составляло главный предмет национальной гордости, – трудно себе представить.

По поводу невыхода на орбиту "Протона-М" разбор полетов уже назначен. Олимпийские выводы пока не столь однозначны: Иванов обронил что-то о необходимости провести работу над ошибками, но очень невнятно. И при этом заверил, что правительство не будет вмешиваться в работу спортивных федераций, несмотря на неудачи сборной.

Такую реакцию не сравнить с грозным рыком Дмитрия Медведева, в 2010 г. потребовавшего отставки чиновников, ответственных за неудачи сборной в Ванкувере. Медведев пообещал "помочь" тем, кто сам уйти не решится, а попутно гневно обрушился на спортивные федерации, ведущие себя "как жирные коты".

В итоге глава объединяющего эти самые федерации Олимпийского комитета России (ОКР) Леонид Тягачев объявил об уходе с занимаемого поста и выразил надежду, что за ним последует министр спорта. Однако ожидаемая отставка Виталия Мутко так и не состоялась. Это позволило особо циничным наблюдателям сделать вывод о том, что долгое аппаратное соперничество ОКР и Минспорта разрешилось в пользу последнего. Оптимистично настроенные комментаторы, в свою очередь, получили возможность говорить о том, что в России, может быть, чиновники наконец начнут отвечать за свою работу.

Действительно, в странах с развитой демократией чиновники несут безусловную политическую ответственность за результаты своей деятельности. За провалы в работе или скандалы как правило никого не увольняют – проштрафившиеся политики сами подают в отставку. В России на протяжении всех нулевых этот механизм практически бездействовал: определяющими в кадровой политике являлись, прежде всего, вопросы политической лояльности. Это привело к торжеству принципа коллективной безответственности, который сегодня парализует государственную машину: чиновники просто лишены стимула к созидательной деятельности.

Любопытно, что Дмитрий Медведев, будучи президентом, предпринял несколько весьма демонстративных шагов в этом направлении. Так, после взрыва на военном складе в Ульяновске в отставку отправили нескольких генералов; после расстрела майором Евсюковым мирных граждан был смещен начальник ГУВД Москвы Владимир Пронин; лишились постов сразу несколько губернаторов, чьи регионы продемонстрировали худший результат "Единой России" на парламентских выборах. Ну и, наконец, оргвыводы по итогам Олимпиады в Ванкувере.

Это была не самая последовательная политика – краснодарский губернатор Александр Ткачев, например, довольно спокойно перенес скандал с Цапками (его политического ресурса хватило еще и на Крымск), а после взрыва в "Домодедово" на своих местах усидели министры транспорта и внутренних дел, в отставку попросили только "стрелочников" из транспортной милиции. Однако в этой политике была и определенная логика. И факт остается фактом: россияне постепенно начали привыкать к мысли о том, что за очевидный и скандальный провал кто-то должен нести ответственность, а чиновники – понимать, что личная преданность не является единственным критерием отбора.

Ключевой вопрос об итогах лондонской Олимпиады заключается в том, что он позволит получить однозначный ответ на вопрос – намерен ли "новый Путин" в своей работе руководствоваться пресловутым принципом политической ответственности чиновников, или же кадровая политика, проводимая главой государства, будет носить, как в старые добрые времена, характер спецоперации. По нынешним временам это не самая удачная для власти стратегия, поскольку, не называя "виноватых", она тем самым принимает на себя ответственность за неудачи. Чем это может обернуться уже в ближайшем обозримом будущем – то есть на сочинской Олимпиаде-2014 – лучше даже не загадывать.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей