"Госкомсирота" рвется в бой

У чиновников это уже на уровне рефлекса: вместо того, чтобы решать проблему, – создавать ведомство по ее решению. Это позволяет имитировать бурную деятельность, а попутно приносит массу бонусов


Павел Астахов. ФОТО: ИТАР-ТАСС



Комитет Госдумы по делам семьи, женщин и детей выступил с инициативой создания нового министерства по делам сирот. Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов нашел идею перспективной и горячо ее одобрил. Не исключено, что именно себя главный защитник детей, активно продвигавший идею "железного занавеса" для сирот, уже видит в кресле министра. Решив, видимо, что пришло время обналичивать политические дивиденды, заработанные в неравном бою с общественностью, выступавшей против законопроекта.

Кажется, у российских чиновников это уже на уровне рефлекса. Вместо того, чтобы решать проблему, – создавать ведомство по решению проблемы. Это позволяет имитировать бурную деятельность, а попутно приносит массу дополнительных бонусов: новые полномочия, новые рабочие места для "слуг народа" и, конечно же, дополнительный бюджет со всеми прилагающимися к этому радостями.

У нас уже был Госкоммолодежи, который под чутким руководством бывшего главного "нашиста" Василия Якеменко чуть было не ввел для детей от трех лет электронные паспорта с пометками об одаренности. Но, видимо, это еще не предел. Почему бы не создать Госкомсироту, поставив во главе этого прекрасного учреждения г-на Астахова, в свое время добившегося беспрецедентных успехов в деле защиты американского шпиона Эдмонда Поупа? Напомним, в отличие от доморощенных "изменников Родины", Поуп отправился не в тюрьму, а домой. Потому что был помилован президентом Путиным, который к тому времени с порочной практикой помилования уже практически завязал, однако для американца сделал исключение. Теперь г-н Астахов с той же энергией защищает российских сирот от американцев.

Особый цинизм ситуации заключается в том, что с помощью этого рефлекторного жеста власть пытается компенсировать репутационный ущерб, нанесенный введением запрета на усыновление сирот в США.

Сама по себе данная операция, в исполнении российских чиновников, мало чем отличается от любой другой. Например, по ликвидации последствий стихийного бедствия – наводнения или, там, лесных пожаров. Сначала показательное выступление российского лидера на месте происшествия, где он деловито раздает поручения: этим компенсировать, здесь построить, тех профинансировать. Затем центральные каналы транслируют несколько совещаний, где высокопоставленные чиновники деловито отчитываются, сколько чего было освоено, построено и роздано. Потом пузырь сдувается, оставляя людей – как, например, в затопленном минувшим летом Крымске – жить на улице и обивать пороги учреждений в поисках справок для выплаты хоть каких-то компенсаций. Впрочем, это уже никого не волнует.

Так и на этот раз: президент издал указ о сиротах, премьер уже раздает поручения во исполнение этого указа, депутаты-единороссы готовятся принимать какие-то законы. За детей взялась и Счетная палата: ее глава Сергей Степашин обещает провести в 2013 г. проверку расходования средств, выделенных на поддержку сирот. Сейчас вот еще министерство учредят (на худой конец - агентство в структуре Минобрнауки).

Однако многократное повторение не делает демонстрацию более убедительной – напротив, служит наглядным доказательством неэффективности государственного механизма. В результате попытка нейтрализовать негативный эффект от принятия закона может привести к прямо противоположному результату: именно неэффективность российского государства является одним из наиболее сильных раздражителей, стимулирующих рост общественного протеста.

До сих пор самым сильным аргументов сторонников "антимагнитского закона" был тот, что, по крайней мере, в России теперь уровень заботы о сиротах вырастет в разы – как говорится, не было бы счастья. Но где, спрашивается, окажется этот аргумент, если национальная бюрократия первой начнет пожинать плоды запрета на экспорт сирот в США?

Выбор читателей