Почему единороссы бегут из Думы

Общественный договор, основанный на принципе "свобода в обмен на колбасу", перестает работать. Соответственно, меняются и правила игры для власти


Владимир Пехтин. Фото из архива ИТАР-ТАСС



Бывший председатель комиссии Госдумы по этике единоросс Владимир Пехтин решил добровольно сложить с себя депутатские полномочия. Несмотря на то что депутат уже вторую неделю находится в центре скандала (Алексей Навальный обвинил Пехтина в том, что он владеет незадекларированной недвижимостью в США), новость грянула как гром среди ясного неба. В конце концов, неточности в декларации еще никогда не становились поводом для отставки парламентария.

Вот, например, гораздо менее титулованный депутат от "Единой России" Григорий Аникеев забыл в прошлый раз упомянуть в декларации о недвижимости в Германии (лесные и сельскохозяйственные угодья, транспортные коммуникации), депутат Андрей Исаев запамятовал о принадлежащем его супруге отеле там же – и что? Да ничего.

В сентябре депутат Дмитрий Гудков опубликовал в своем ЖЖ сканы документов, из которых следовало: Пехтин, с 1999 г. никем, кроме депутата, не работавший (сейчас зарплата народного избранника составляет около 2 млн руб. в год), неожиданно приобрел в Санкт-Петербурге восемь земельных участков кадастровой стоимостью почти 71 млн рублей. Подразумевается, что их рыночная стоимость в десятки раз больше, а с учетом планов по прокладке магистрали как раз по этим участкам еще вырастет. И опять же, никаких последствий для г-на Пехтина.

А тут вдруг "очень спорные", по выражению самого Пехтина, документы и "очевидные юридические недоразумения", однако в США – опровергать возведенный на него поклеп – бывший председатель думской комиссии по этике отправится уже в качестве простого смертного.

Товарищи по партии провожали коллегу аплодисментами и словами о "мужественном", "ответственном" и даже "честном" поступке, однако на самом деле мало кто сомневается: решение было принято за Пехтина и, по всей видимости, непосредственно в Кремле. А вот дальше версии расходятся: по одной, принятое решение свидетельствует о том, что "Единая Россия" всерьез занялась собственным имиджем и "сдает" одного из своих, чтобы лишить оппозицию возможности говорить, будто антикоррупционная кампания ведется исключительно в отношении политических оппонентов партии власти. По другой, при помощи Пехтина чиновникам дают понять, что "национализация элит" – это всерьез и надолго, и что наличие недвижимости за рубежом рассматривается как серьезный проступок, чуть ли не предательство Родины.

Наконец, по третьей версии, "сливают" уже саму партию власти: пока все не пошло вразнос, Кремль готовит досрочный роспуск Думы, намереваясь сделать ставку на широкую общественную коалицию под эгидой "Народного фронта". Поэтому шумная дискредитация отдельных представителей ЕР только приветствуется. Под шумок можно будет "слить" и ее формального лидера, возглавляющего сейчас правительство именно в качестве представителя партии парламентского большинства. Премьер Дмитрий Медведев, напомним, в последнее время находится под серьезным давлением, а его союзников преследуют скандалы и отставки.

Не исключено, что все эти причины тесно переплелись. Возможно, Пехтин – просто жертва "внутривидовой" конкуренции в "Единой России". Карьера бывшего председателя комиссии по этике тесно связана с фигурой бывшего спикера Госдумы Бориса Грызлова, и после ухода того на пенсию в Совбез депутат лишился высокого покровителя. Влияние же самого Пехтина, хоть он и стоял у истоков создания "Единой России", постепенно шло на спад: в Госдуме четвертого созыва он лишился поста вице-спикера, в 2008 г. покинул состав Генсовета "Единой России", а в Думу нынешнего созыва вообще попал с большим трудом: проиграв праймериз "Единой России" в Магадане и Приморье, Пехтин совершенно волшебным образом всплыл в списках от Архангельской области (где, кстати, "Единая Россия" в итоге показала чуть ли не худший по стране результат в 32%). По всей видимости, Пехтин оказался той фигурой, которую было не жалко, при том что "Единая Россия" получила вполне ощутимую пропагандистскую выгоду.

Однако массовый исход депутатов из Госдумы, которая и полтора года проработать не успела, пугает. Депутата от "Справедливой России" Геннадия Гудкова лишили мандата за коммерческую деятельность; его коллеги Владимир Бессонов, Константин Ширшов и Олег Михеев пока лишены только депутатской неприкосновенности, но это очень нехороший признак. Наконец, целая вереница парламентариев от "Единой России" уходит, что называется, "по-хорошему": отказались от мандата после скандальных публикаций Алексей Кнышов и Владимир Пехтин, со ссылкой на состояние здоровья слагает депутатские полномочия миллиардер Анатолий Ломакин. Днем ранее были досрочно прекращены полномочия депутата-единоросса и совладельца "Кубанского бекона" Василия Толстопятова – также по его собственному заявлению. Если Госдума и дальше будет терять по два депутата в день, то к лету вполне может оказаться всерьез недееспособной.

Впрочем, новые парламентские выборы несут с собой слишком большие риски для власти, которая одним из главных приоритетов определяет стабильность. Даже если новые выборы удастся провести по старым лекалам – сформировав актуальную повестку и обеспечив "управляемое голосование", нет никаких гарантий того, что на улицы снова не выплеснется массовое недовольство результатами голосования. Поэтому речь идет, скорее всего, просто о "зачистке" элит.

Логика происходящего очевидна: общественный договор, основанный на принципе "государственная вседозволенность в обмен на растущий уровень жизни населения" (то, что принято называть "свобода в обмен на колбасу"), перестает работать. По не зависящим от участников этого договора причинам. Соответственно, меняются и правила игры для власти. Насколько сильно меняются – пока еще не очень понятно.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей