Почему замерз "Дождь"

Сам по себе бездарно сформулированный вопрос вряд ли способен породить такую вереницу последствий, и это заставляет оглянуться в поисках режиссера последних событий вокруг телеканала


Фото: РИА "Новости"



Судя по скорости, с которой развивались события вокруг " Дождя", бездарно сформулированный вопрос о блокаде Ленинграда стал скорее удобным поводом для атаки на телеканал.

И хотя уже буквально через полчаса опрос исчез с сайта, а его главный редактор принес извинения, скандал стремительно набирал обороты. Буквально на следующий день телеканал решительно осудили представители всех четырех фракций Государственной думы, а депутат от "Единой России" Ирина Яровая предложила оценивать такие действия "как преступления по реабилитации нацизма".

Г-жа Яровая часто пишет поправки в Уголовный кодекс и, наверное, лучше других знает, что и как следует квалифицировать. В цивилизованных странах принято окончательное решение оставлять за судом, но Россия, по сложившейся традиции, пошла своим путем: уже на следующий день операторы кабельного телевидения один за другим начали отключать "Дождь" от эфира – якобы выражая свою гражданскую позицию по призыву Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР). Гражданская позиция, впрочем, практически совпала с государственной: замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин дал понять, что операторов за такое проявление патриотизма не накажут - они обязаны транслировать только десять обязательных общедоступных каналов, а остальное находится в сфере бизнес-взаимоотношений. При этом никаких официальных взысканий "Дождь" пока не получил: Роскомнадзор направил в адрес руководства телеканала профилактическое письмо, которое даже предупреждением не является.

Скорость, с которой была проделана вся эта операция, заставляет оглянуться в поисках режиссера, потому что сам по себе глупый вопрос вряд ли способен породить такую вереницу последствий. Вот, помнится, недавно автор одного из популярных изданий громко сожалела, что из предков сегодняшних либералов нацисты не наделали абажуров. В соцсетях, конечно повозмущались, но никто не кидался предупреждать, отрезать изданию доступ в интернет или искать в сказанном реабилитацию нацизма.

Похоже, проблемы "Дождя" лежат в другой плоскости: считается, что его гендиректор Наталья Синдеева пользуется поддержкой пресс-секретаря Дмитрия Медведева Натальи Тимаковой. По крайней мере, в бытность президентом Медведев оказывал телеканалу очевидное покровительство и даже приезжал туда лично. Однако именно сейчас медиаресурсы, находящиеся в сфере влияния Медведева, испытывают непростые времена. В конце прошлого года совершенно неожиданно (в том числе для его руководства) Владимир Путин подписал указ о ликвидации РИА "Новости" – якобы, за ненадобностью. То есть еще накануне оно было достойно получить статус специального уполномоченного информационного агентства Олимпийских игр в Сочи, а потом вдруг превратилось в информационное излишество? Гораздо логичнее выглядит версия, объясняющее произошедшее борьбой различных группировок в Кремле.

Аналогичным образом можно объяснить и беспорядочные, не первый взгляд, метания операторов кабельного телевидения (30 января "Дождь" оперативно отключили, к вечеру того же дня вроде начали включать назад, но уже на следующий снова отрубили от сетки). Эти метания говорят не столько о гражданской позиции операторов, сколько об их попытках следовать разным сигналам. По всей видимости, сигналы поступали разнонаправленные, и вещатели не сразу разобрались, чьи именно команды следует выполнять. Но разобрались.

Тут очень кстати г-жа Синдеева в своем Facebook припомнила, что вице-президент АКТР Юрий Припачкин уже отключал "Дождь" в самом начале его работы "по звонку" (тогда – первого замглавы администрации президента Владислава Суркова). По ее мнению, в нынешней ситуации государство снова "включает каток", хотя о цели наезда гендидектор "Дождя" предпочитает не распространяться.

Впрочем, по этому поводу догадок, увы, не много. Поскольку за несколько лет существования "Дождь" так и не стал прибыльным, о попытке перераспределения финансовых потоков речь явно не идет. Похоже, речь идет о попытке так или иначе скорректировать или даже взять под контроль информационную политику телеканала. Не обернется ли такая коррекция полной ампутацией, мы выясним уже очень скоро.

Выбор читателей