Кавказ сделают позитивным

На Северном Кавказе ищут пути создания привлекательного туристического имиджа региона. Ставка делается на развитие малого и среднего бизнеса, в первую очередь – за счет привлечения активной молодежи


Фото: ИТАР-ТАСС/ Семен Майстерман



Двенадцатого апреля в Грозном обсуждали перспективы развития туризма на Северном Кавказе. Участники второй молодежной бизнес-сессии Touristic Start-Up, организованной ОАО "Курорты Северного Кавказа" при поддержке правительства Чеченской республики, больше всего внимания уделили вопросу разработки единого бренда "Кавказский сувенир". По их мнению, правильная "упаковка" художественных изделий будет способствовать не только продвижению народных ремесел, но и созданию позитивного туристического имиджа региона в целом.

"Мы делаем акцент на сувенирную продукцию, поскольку считаем ее уникальной особенностью Северного Кавказа, которая имеет огромный потенциал. Культурные особенности региона, отраженные в народном творчестве, важны и интересны как для туристического кластера, так и для предпринимательства на Кавказе в целом", – поясняет генеральный директор "КСК" Сергей Верещагин.

Это лишь первый шаг на пути к главной цели – развитию малого и среднего бизнеса в туристической отрасли региона. Основная ставка делается на привлечение активной молодежи. Вслед за ремесленниками потянутся те, кто захочет, например, стать гидом или организовать транспортную фирму, прогнозирует глава "КСК".

Еще одной масштабной задачей, по словам Верещагина, является изменение отношения жителей России к поездкам на Северный Кавказ. Действительно, регион обделен массовым туристическим спросом, и камнем преткновения является вопрос безопасности. По словам представителей турбизнеса, есть четкий стереотип, из-за которого туристы обходят стороной подобные предложения. "У туристических компаний в настоящий момент спрос на Северный Кавказ отсутствует абсолютно, – говорит Илья Уманский, генеральный директор компании "Алеан" (туроператор по России). – Там туристы есть, но они приезжают самостоятельно, из ближайших регионов".

Впрочем, на данном этапе никто и не стремится в сжатые сроки обеспечить округу бурный туристический поток. Сегодня "КСК" больше озабочена подготовкой необходимой базы для приема будущих гостей.

Компания была образована в 2010 г. в соответствии с постановлением правительства РФ о создании туристического кластера на юге России (в СКФО, Краснодарском крае и Республике Адыгея), в рамках которого планируется построить сеть горнолыжных курортов мирового класса. Проект предполагает комплексное развитие всей необходимой инфраструктуры: строительство отелей, коттеджей и апартаментов, канатных дорог, горнолыжных спусков, автомобильных трасс, линий связи и т.д. Реализуется он на условиях государственно-частного партнерства. Для привлечения инвесторов предусмотрен режим особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

В приоритете четыре площадки, наиболее подготовленные к строительству курортной инфраструктуры: "Архыз" (Карачаево-Черкесия), "Ведучи" (Чеченская республика), "Эльбрус-Безенги" (Кабардино-Балкария) и "Мамисон" (Северная Осетия).

"Архыз" уже заработал в тестовом режиме – минувшей зимой он принимал первых туристов. Ввод в тестовую эксплуатацию первой очереди "Ведучи" намечен на горнолыжный сезон-2015/2016, а пока полным ходом идет строительство инфраструктуры. Тринадцатого апреля Руслану Байсарову, компания которого строит курорт, был торжественно вручен сертификат резидента ОЭЗ. Общие инвестиции в проект должны составить 18,6 млрд рублей. Из них 3,6 млрд – собственные средства инвестора, еще 6,6 млрд будет выделено из государственного бюджета через "КСК", остальные 8,4 млрд планируется привлечь в виде кредита "Внешэкономбанка".

Проект туристического кластера включает также курорты "Цори" и "Армхи" (Ингушетия), "Лагонаки" (Краснодарский край, Республика Адыгея), "Матлас" (Дагестан), пляжные курорты на побережье Каспийского моря и бальнеологические – в регионе Кавказские Минеральные Воды.

Развивать любую группу проектов под единым брендом всегда проще, считает Уманский, но инвестиции в курорты Северного Кавказа с учетом нынешнего отношения к региону со стороны туристов, безусловно, достаточно тяжелые в том смысле, что ждать их быстрого возврата не приходится, и все должны это понимать. Поэтому и привлекать в качестве инвесторов чисто коммерческие структуры будет непросто. Но кто-то все равно должен был сделать первый шаг. И этот шаг сделан разумно, полагает эксперт: если в регионе действительно будет создана качественная курортная инфраструктура, негативные стереотипы потихоньку, шаг за шагом, отступят. И туристический поток начнет понемногу увеличиваться. Сколько времени для этого потребуется? "Пятилетка, не меньше, – отвечает Уманский. – Да, это сложный проект, но необходимый для того, чтобы рано или поздно туристы туда поехали".

Безусловно, туристов в регион надо возвращать, согласен генеральный директор туроператора "Эрцог" Михаил Мусинянц, для начала – в Приэльбрусье, Домбай. Но что касается создания новых курортов, важно очень аккуратно подходить к расходованию государственных средств, тщательно оценивать экономическую целесообразность и туристический потенциал площадок. "Не знаю, насколько активно откликаются частные инвесторы, – поясняет Мусинянц. – Если есть желающие, то ради бога. Я всячески приветствую любое строительство в области горных лыж. Но с бюджетными деньгами надо остеречься. Если прагматично на это смотреть, может быть, стоило бы немножко повременить. В текущей ситуации в стране я не уверен, что это первая необходимость для государства – понастроить вот эти курорты".

По мнению эксперта, разумно было бы поначалу сконцентрировать усилия и финансы на одном – двух проектах: построить курорт, добиться, чтобы он хорошо продавался и был популярен у туристов, и лишь затем переходить к другому объекту. Например, на данный момент актуальным является вопрос о том, как после Олимпиады продавать Красную Поляну. "Думаю, что все будет хорошо, – резюмирует Мусинянц. – И, потихонечку, если пойдет туда вал людей, можно будет вспомнить и о курортах "КСК". Я лично верю в Приэльбрусье, в Лагонаки – потрясающее место, где потенциально может быть сделан очень хороший курорт".


Обсудить на Facebook

Выбор читателей