Открыт сезон охоты на дальнобойщиков

По весне на больших дорогах страны, как и в средневековье, начали промышлять разбойники. Грабят причем вполне официально, ссылаясь на распоряжение Министерства транспорта РФ




Сегодня, чтобы проехать на грузовике из региона в регион, нужно платить деньги. Или покупать так называемые спецпропуска, которые действуют в радиусе нескольких километров. Попросить оплатить проезд по федеральной дороге сегодня могут в любом месте. Люди в форме объясняют, что так придумало Минтранспорта РФ. И даже демонстрируют некий приказ под номером 9. Корреспонденты НТВ поехали в рейс с одним из шоферов.

Водитель Сергей рассказывает, что движение грузовиков на крупных магистралях ограничивают каждую весну. В это время года поверхность дорог становится особенно хрупкой. Но впервые деньги на ремонт автотрасс собирают на каждом повороте. Вырулить из такой ситуации, по словам дальнобойщика, шоферская смекалка помогает не всегда, чаще всего выручает кошелек: "Это как повезет. В принципе выходит так, что где-то пролетел, пост проехал, где-то так отговорился, где полтинник, где сотню, где как". Во время ночных стоянок водители делятся впечатлениями и показывают друг другу платные спецпропуска разных регионов и городов. Стоят они везде по-разному - от 2 до 6 тыс. рублей.

Очередь под Казанью: не заплатив 6 тыс. руб., дальше не проедешь. Капитан милиции объясняет, что собирать деньги на дорогах позволяет Совет министров Татарстана. Но потом офицер решает перестраховаться и просит оператора уничтожить видеозапись.

Прямо за рулем дальнобойщик Сергей позвонил в Министерство транспорта России. Там ему объяснили, что приказ №9 о закрытии дорог вступил в силу с двухнедельным опозданием, но о платных спецпропусках в документе ничего не говорится. "Никому, не надо платить. Это однозначно. Это просто не то, что совет, а это мое убеждение", - заявил замруководителя департамента эксплуатации автодорог Минтранспорта Борис Баваров. На очередном же посту Сергей попытался пересказать слова чиновника представителям ГИБДД. Как и следовало ожидать - понимания с их стороны он так и не нашел. "Я вам предлагаю заплатить за пропуск, так вы отказываетесь. Все! О чем еще мы будем с вами разговаривать? Платить вы должны!", - отреагировал человек в форме. Другой милиционер вопрос решил быстро - премия в 300 руб., и путь снова открыт, правда, всего лишь до следующего поста ГИБДД.

На выезде из Татарстана у Сергея все равно отобрали права, а в протоколе записали: "Двигался без спецпропуска и тем самым повредил дорожное покрытие". Через 200 км над формулировкой татарского милиционера уже смеялся удмурдский дорожник: "В Татарстане написали ерунду. В административном кодексе нету – "оштрафовать за то, что пропуска нет". Тем не менее, ГАИшник попросил за выезд из Ижевска 1,3 тыс. руб., иначе документы на машину не вернут.

Журналисты НТВ подсчитали, что если платить за проезд в каждой республике, в каждой области и в каждом городе, то, например, перед рейсом Москва-Пермь дальнобойщику необходимо иметь в кармане около 20 тыс. рублей. Чтобы не платить деньги, нужно иметь федеральный пропуск, но водители говорят, что на всех их не хватает и легальным путем достать его крайне трудно.

В Пермском объединении "Союз добросовестных перевозчиков" весенний беспредел на дорогах назвали "государственным рэкетом". "Этот пропуск, который у меня в руках - продукт теневого рынка. Такие пропуска можно купить в нашем регионе за 6,5 тыс. руб., в то время как на нем написано "бесплатно", - поделился директор автопредприятия Дмитрий Щербаковских. Руководители местных организаций, занимающихся перевозками подсчитали, что за 20 дней только с пермских шоферов-дальнобойщиков дорожные службы незаконно собрали более 3 млн рублей. И эта сумма будет увеличиваться еще целый месяц. Федеральные трассы для грузовиков откроют только 15 мая.

Выбор читателей