Абрамович пролетел мимо Книги рекордов Гиннесса

Особняк Берни Экклстоуна подсуетился и купил индийский сталелитейный магнат. Наш "застенчивый и скрытный Russian" теперь не попадет в Книгу рекордов как покупатель самого дорогого жилья в мире

"Yтро" и Центр репутационных технологий представляют традиционные еженедельные рейтинги за период с 12 по 18 апреля 2004 года.


Нажмите для просмотра таблиц рейтинга


ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА

Утомленный потрясениями последних месяцев, наш политический рейтинг, кажется, замер в некоем подобии стабильности. Так, уже не только первые два, но первые четыре места на протяжении нескольких недель оказываются зарезервированы за одними и теми же персонажами. Вслед за президентом и премьером как по позитивности, так и по упоминаемости следуют министр экономического развития и министр финансов. При этом коэффициент информационной эффективности Германа Грефа, значительно обгоняющего по итоговому баллу позитивности своего коллегу, составляет 1,42, тогда как КПД Алексея Кудрина – 1,11. Симпатии печатной прессы очевидно на стороне нонконформиста (если, конечно, такие люди могут находиться в составе правительства), да и информационных поводов глава МЭРТ последнее время создавал достаточно, а пресса это ценит.

Отметим и неожиданный факт, свидетельствующий в пользу непопулярного тезиса "Честность – лучшая политика". Бывший заместитель Грефа Аркадий Дворкович, первым и громче всех высказывавшийся и против дела "ЮКОСа", и против административной реформы в ее нынешнем виде, назначен руководителем Экспертного управления администрации президента. Назначение это само по себе не может не радовать всех людей доброй воли ввиду известных всем личных и профессиональных качеств назначаемого. Кроме того, оно свидетельствует, что Экспертное управление есть не более чем переименованное бывшее Экономическое управление, так что ни о какой "самостоятельности правительства в вопросах экономической политики", о чем много говорилось после ликвидации управления Данилова-Данильяна, не может быть и речи. Опять же, Герман Оскарович продемонстрировал, что влияние его в Кремле не настолько ослабело, как этого хотелось бы его недоброжелателям. Возможно, главные враги министра – вовсе не неведомые интриганы, а его собственные нервы, так что пожелаем всем либерал-реформаторам здоровья, столь необходимого в их нелегком труде.

Ниже в нашей турнирной таблице располагаются, так сказать, недооцененные активы – вице-премьер и руководитель аппарата правительства. В самом деле, 6-е место по обоим параметрам Александра Жукова, не говоря уж о 10-м (!)Дмитрия Козака, есть сущая аномалия, учитывая хотя бы номинальную стоимость их должностей, не говоря уж об их реальном властном наполнении. С другой стороны, каждому практикующему бюрократу известно, что между реальной ценой и номиналом может быть весьма существенная разница, зависящая от результатов ежедневных торгов на невидимой Административной бирже. Для измерения этой абсолютной ценности специалистами применяются ряд хитрых приемов, от изучения должностной инструкции до измерения удельной частоты телефонных звонков в приемной на единицу времени, но ни один метод, ни даже их комбинация не дают стопроцентно надежного результата. Так, например, нам кажется, что 10-е место по позитивности и упоминаемости и КПД=1,1 есть неадекватная оценка роли и места Дмитрия Николаевича Козака в административной реформе в частности и государственной жизни в целом. Но таково на данный момент интегрированное мнение российской печатной прессы, и нам остается только его фиксировать, ожидая, когда оно, быть может, переменится. Кстати, на неделе комиссия по федеративным отношениям и местному самоуправлению при президенте под руководством Дмитрия Козака приступила к работе после неофициального перерыва на период выборов. Комиссия занимается, как явствует из названия, федеративной реформой и, возможно, в ближайшее время ее сольют с комиссией по реформе административной, также под руководством Дмитрия Козака. Поскольку эти две реформы, вкупе с примыкающей реформой межбюджетных отношений, составляют почти все содержание деятельности правительства, непонятно, чем будут заведовать Михаил Фрадков с Александром Жуковым.

Увлекшись занимательными перипетиями внутренней политики, мы как-то позабыли о политике внешней, в которой, однако, тоже происходят бурные события. Обратим внимание на рост показателей нового министра иностранных дел Сергея Лаврова, который ранее в наших рейтингах вовсе не значился, а теперь вот появился, и сразу на 5-м месте по позитивности, КПД=1,73. Связан этот информационный прорыв, разумеется, с делом катарских киллеров-неудачников, которых эмирский суд собирается приговорить к смертной казни каким-нибудь живописным восточным способом. Чуть позитивнее обстоят дела с другой группой заложников, захваченных в Ираке. Этих восставшие шииты (а может, сунниты, кто их разберет) отпустили, ссылаясь на неистребимые дружеские чувства к российскому народу. Однако Россия почему-то не прониклась должным доверием к иракскому национально-освободительному движению, предпочтя эвакуировать своих граждан посредством самолетов МЧС. Почему-то эта операция не принесла больших информационных дивидендов Сергею Шойгу, по-прежнему находящемуся в нижней части таблицы – 14-е место по позитивности, 13-е по упоминаемости, КПД=0,83. Мало того, что телефонные переговоры "на уровне первых лиц" по катарскому делу пока не привели к сколько-нибудь ощутимому результату, что довольно оскорбительно, так еще впутанным в эту историю оказался министр обороны Сергей Иванов. СМИ Катара, как известно, обвинили его в организации убийства Яндарбиева, несчастные исполнители которого сейчас как раз дожидаются правосудия в тюрьме в Дохе. Позитивность Игоря Борисовича в нашем рейтинге сразу же снизилась до 8-го места, а КПД опустился ниже единицы – 0,74. В самом деле, никогда еще представителей правительства России не обвиняли в организации убийства за пределами собственной страны, причем осуществленного "с особой жестокостью", как выражаются катарские гуманисты. Невольно вспоминаются спартанские юноши, которых, как известно, наказывали не за разные противоправные проступки, а за то, что попадались. Довольно-таки уголовные нравы были в Древней Спарте, скажем мы, и порадуемся, что ей не удалось завоевать в свое время Грецию и навязать свои морально-этические представления всему цивилизованному на тот момент человечеству.

КОМПАНИИ И БИЗНЕСМЕНЫ

Считаем своим долгом прежде всего сообщить читателю факт, скрывать который было бы просто бессовестно, как он ни прискорбен для национальной гордости россиянина. Особняк Берни Экклстоуна, состоящий из соединенных зданий бывшего египетского и одного из флигелей русского посольства в Западном Кенсингтоне, [LINK URL="http://www.utro.ru/articles/2004/04/12/297539.shtml"NAME=" купил индийский сталелитейный магнат Лакшми Миттал"] за 70 млн фунтов стерлингов ($128 миллионов). Это тот самый дом, который собирался приобрести Роман Абрамович, но не успел, и теперь не попадет в Книгу рекордов Гиннесса как покупатель самого дорогого жилья в мире. Ах, любезный читатель, какое это чудное место! Kensington Palace Gardens, где, если верить автору "Питера Пэна", собираются потерянные дети, дивный маленький, темного кирпича Кенсингтонский дворец, пруды с утками, памятник какому-то Вильгельму или Виктории, шарообразные стриженые кусты, белки, Оранжерея с высокими венецианскими окнами, мелким камнем усыпанные дорожки... Поверьте, за это никаких денег не жалко, и тем более обидно, что все это счастье (не говоря уж о внутренних достоинствах самого особняка, которые никому в точности неизвестны) достанется не нашему соотечественнику, а совсем даже подданному Британской короны, хоть и индусу.

Зато Роман Аркадьевич, согласно последним подсчетам Sunday Times, является самым богатым человеком в Британии (7,5 млрд. фунтов стерлингов), причем обгоняет традиционно занимавшего это место герцога Вестминстерского с его 5 млрд и занимает 6-е место в Европе и 22-е – в мире. Обидчик российского народа Лакшми Миттал всего-то на 5-м месте со своими жалкими 3,5 млрд фунтов стерлингов, а уж на какой он там позиции в общемировом первенстве, мы и подсчитывать не станем. Пусть себе живет в Кенсингтоне, а у Абрамовича, в конце концов, есть еще дом в Белгравии – тоже прекрасный район, и парк там рядом, даже два – Green Park и St. James's. Ну и, разумеется, в нашем правдивом рейтинге "застенчивый и скрытный Russian" (цитируя Sunday Times) находится на первом месте, как по позитивности, так и по упоминаемости, КПД=1,59.

Говорят, еще и на Чукотке нашли месторождения нефти, которую можно будет экспортировать в США. Пока разведанные запасы незначительны, но в "Сибнефти" считают, что сырье есть не только на суше, но и на шельфе Берингова моря. Если это действительно так, то чукотское губернаторство уже не выглядит такой уж чисто благотворительной затеей, даже после закрытия "внутреннего офшора" усилиями борцов с налоговой оптимизацией из Минфина. Иным словами, всякое доброе дело в свое время вознаграждается: под влиянием этих выдающихся новостей "Сибнефть" заняла в таблице позитивности 3-е место, уступив только "ЮКОСу" и "Газпрому", по упоминаемости компания на 5-й позиции, КПД, таким образом, 1,88.

Дела "ЮКОСа", тем временем, идут своим уголовно-процессуальным чередом. Михаил Ходорковский написал новое философическое письмо, Семен Кукес – тоже письмо, но более практического характера, дело Платона Лебедева начало слушаться в суде, а Арбитражный суд Москвы в качестве обеспечительной меры по иску МНС запретил НК "ЮКОС" отчуждать любое имущество. Однозвучно гремит колокольчик, и дорога пылится слегка, и конца-края этому однообразному безобразию не видно. Чередование повторяющихся, как в дурном сне, событий обеспечивает компании стабильное первенство по обоим параметрам – позитивности и упоминаемости, а также довольно высокий КПД=1,49. Семен Кукес, дебютировавший на минувшей неделе в эпистолярном жанре (который достигает в отечестве нашем расцвета, невиданного со времен мадам де Севинье), повысил свои информационные показатели до 7-го места по позитивности и 8-го по упоминаемости, КПД=1,58.

Что касается Михаила Ходорковского, то его, видимо, придется перемещать в рейтинг политиков, ввиду его выдающегося влияния на умы и пробужденную его усилиями широкую публичную дискуссию. Преодолев первоначальную брезгливость перед особенностями тюремной почты, по поводу кризиса либерализма в России высказались, кажется, все заинтересованные лица, включая Егора Гайдара, Анатолия Чубайса и Каху Бендукидзе. К счастью, дискуссия пока не свелась к кампании по массовому покаянию, хотя насыщенность общественной атмосферы всякой полубезумной достоевщиной явно превосходит допустимые санитарные нормы. Вообще сравнение манифеста "творческого коллектива" и статьи Егора Гайдара в газете "Ведомости" наводит на простую, но неотразимую мысль, что свобода умственная и свобода физическая находятся между собой в неразрывной связи, что бы там ни говорили поборники "очищения через страдание".

Выбор читателей