Замену Ахмаду Кадырову сложно найти

Теракт на стадионе "Динамо" носил точечный характер и был направлен именно против Ахмада Кадырова, до этого обладавшего удивительным человеческим везением. Президент Чечни пережил тринадцать(!) покушений




Большинство комментариев к теракту в Грозном, в результате которого погиб президент Чечни Ахмад Кадыров и тяжело ранен командующий группировкой российских войск генерал Валерий Баранов, похожи – всей политике Владимира Путина на Северном Кавказе нанесен очень серьезный удар. Западные обозреватели назвали это "пощечиной" террористов.

Убийство президента Чечни, прямо ассоциировавшего себя с главой российского государства, можно сравнить с трагедией "Норд-Оста". Масштабы те же, хотя на этот раз террористам не пришлось захватывать в заложники людей. Парадокс в том, что "та сторона" гораздо оперативнее использует все те методы, к которым призывают в Кремле. И действительно, не раз президент России говорил о точечных ударах против террористов, но они ответили фактически тем же – теракт на грозненском стадионе "Динамо" носил именно точечный характер и был направлен именно против Ахмада Кадырова, до этого обладавшего удивительным человеческим везением. Президент Чечни пережил тринадцать (!) покушений. Ахмад Кадыров обладал очень хорошей, почти феноменальной памятью – это качество неординарных людей, способных достигнуть многого. Он помнил все покушения на себя.

Во время первой из пяти встреч с корреспондентом "Y", состоявшейся в ноябре 2000г., он сказал: "Вспомнить можно все. Один раз подорвали мою машину еще в мирное время. Был страшный взрыв. Ничего не видно. "Мерседес" превратился в груду металла. Стекла выбило. Я вышел без единой царапины. Только в карманах халата остались земля и осколки стекла. Вокруг раздавалась стрельба. Во второй раз бандиты не угадали машину. Тогда погибло пять человек, в том числе сын моей старшей сестры. В тот день я отдал свою шапку охранникам. Они положили ее в машину. Через четыре минуты я вышел из дома и сел в другую машину. Опять чистая случайность. В предпоследний раз обстреляли мою машину ночью. Гранаты из подствольника попали в бак. Видимо, Аллах меня бережет. Конечно, я принимаю меры предосторожности. Один раз охрана задержала группу из пяти человек. Это были люди Хамбиева (бывший "министр обороны Ичкерии". Прощен Ахмадом Кадыровым, сдался властям и прекратил сопротивление – Г.П.), масхадовского министра обороны. Минера мы сдали милиции. Это был заказ Хамбиева, он пообещал за мое убийство $250 тысяч. Заплатил 20 тысяч аванса подрывникам. Второй раз заложили несколько килограммов взрывчатки в ночь с 5-го на 6-е августа. Было много моментов. Но к этому я уже привык".

Владимир Путин доверял Ахмаду Кадырову. Этих людей связывало очень многое, хотя бы то, что они стали руководителями практически в одно время. Они – люди одной команды, одной эпохи, не скрывавшие симпатий в отношении друг друга. Ахмад Кадыров был интересным собеседником, за пять лет поднаторевшим в политических вопросах и различных тонкостях. Он учился на собственном опыте, схватывал на лету. Это хорошо заметно хотя бы по речи Кадырова, которая существенно изменилась с 1999 года. По его же признанию, ему нередко приходилось менять отношение к людям, так как слишком многие пытались решить собственные вопросы за счет республики. Кадыров умел располагать к себе людей, ценил порядочность, целеустремленность и ясность мысли. Еще одно из его положительных качеств – открытость, откровенность и умение доходчиво объяснять свои задачи.

Он считал, что на конфликте в Чечне можно будет поставить точку, когда "перестанут фигурировать пять-шесть фамилий". К сожалению, за время всей операции в Чечне этого сделать не удалось, так как Басаев и Масхадов, вопреки логике, уходят от достаточно давно декларированного возмездия. Сам Кадыров такое положение объяснял так: "Ликвидация террористов – вопрос сложный, потому что не решается, как положено. Я не работаю в спецслужбах, не могу сказать, кого они выслеживают. Я смотрю на проблему по-человечески. Чечня занимает небольшую площадь, там задействованы огромные силы. Я не могу поверить, что нельзя вычислить, кто где находится".

Не раз в общении с корреспондентом "Y" Ахмад Кадыров подчеркивал, что у него предостаточно недоброжелателей, которые не живут в Чечне и видят себя только первыми лицами: "Их не так мало, как может показаться на первый взгляд". Отсюда и слухи, которые распускались еще с конца 99-го. Один из них – Кадыров тайно вывез семью за границу. Сам бывший муфтий отвечал так: "Могу сказать, что вся моя семья находится дома. Отец, мать, брат, сестры, жена, дети мои никуда не уезжали. Мы оставались в Чечне и в ту войну. Может быть, тогда у нас не было возможности покинуть республику. Сейчас мне предлагали в целях безопасности вывезти семью в любой регион. Но мы никуда не уедем. Мы остаемся с народом. У нас большая семья. У меня только дядей пять человек, много племянников. Никто из Кадыровых не сбежит…".

Одной из своих главных задач он считал окончание войны: "Мне нужно заложить такой фундамент, чтобы через 50-100 лет в Чечне не появился очередной имам, который опять поднимет народ и поведет его на бойню. Чеченский народ регулярно обманывался на протяжении трех-четырех веков. Наш народ очень доверчив. Есть и другая сторона. Сам народ – по натуре воин. Этих доверчивых воинов всегда использовали имамы, которые приходили к нам извне. Вот что сделали последние имамы – Джохар, Масхадов, Басаев и другие". Еще в 1999 году Ахмад Кадыров считал, что за разрушения сотен населенных пунктов и десятки тысяч убитых Масхадова нужно расстрелять: "Он (Масхадов – Г.П.) продал этот народ, подставил его и сегодня хочет выйти сухим из воды. Не получится.".

Последняя черта – 9 мая 2004 года. 10 часов 35 минут. Сообщение о еще одном фугасе, заложенном под другой трибуной, который террористы так и не привели в действие, служит подтверждением избирательности экстремистов. Стадион "Динамо" был переполнен. Переполнен людьми, которых боевики называют "национал-предателями" - чиновниками, военными, милиционерами, служащими, ветеранами… Во время взрыва выступал детский ансамбль. Но взорвали трибуну с Кадыровым. Теракт уже называют местью за уничтожение арабского террориста Абу аль-Валида, хотя не меньшее желание расправиться с президентом Чечни имели полевые командиры Масхадова и Басаева. Количество столкновений сотрудников Службы безопасности Ахмада Кадырова с боевиками неуклонно росло.

По одной из первоначальных версий, во время теракта была использована террористка-смертница, которой удалось пронести взрывчатку на стадион. Однако глава МВД Чечни генерал-майор милиции Алу Алханов, который сам получил ранение на стадионе, через несколько часов после взрыва сообщил, что, судя по всему, трибуны были заминированы во время реконструкции стадиона, которая проводилась недавно. Террористы могли вообще замуровать взрывчатку в бетон и просто использовать подходящий момент. А на стадионе "Динамо" в Грозном это оказалось сделать проще. По крайней мере, боевики уже два раза здесь "репетировали" нападения.. Ахмад Кадыров умер в машине по дороге в больницу.

К сожалению, гибель Ахмада Кадырова – еще один вопиющий пример непрофессиональных действий спецслужб и правоохранительных органов, сотрудники которых просто обязаны были обнаружить взрывчатку, предотвратить взрыв любой ценой. В конце концов, год назад, 14 мая 2003 г. в селе Белоречье смертницы также вели охоту на Ахмада Кадырова, тогда погибли его охранники. Получается, что постоянная опасность, ежедневный риск элементарно притупили бдительность людей. С другой стороны, от терактов не застрахован ни один деятель, даже имеющий сотни натасканных телохранителей.

Как заявили в администрации президента России, согласно ст. 76 Конституции Чеченской Республики, временно ее возглавит недавно назначенный премьер Сергей Абрамов. Этот молодой человек не имеет достаточного авторитета в республике, так что фактически прямое президентское правление в республике, к которому призывают многие политики, уже наступило. Владимир Путин уже отметил его хорошие связи Сергея Абрамова с силовиками и дал понять, что тактика и стратегия федерального центра не претерпят изменений.

Как сообщил премьер Чечни, выборы нового президента республики пройдут не позднее 9 сентября этого года. По мнению источников "Yтра", наибольшие шансы возглавить ее имеют помощник президента России Асланбек Аслаханов и предприниматель Умар Джабраилов. Впрочем, все эти и другие кандидаты имеют одну серьезную проблему на всех – на протяжении многих лет они устранились от проблем своей малой родины, вывезя свои семьи и делая громкие заявления издалека. Все это говорит о том, что Кремлю предстоит сделать серьезный выбор. И нельзя исключать, что он будет достаточно неожиданным. Через несколько часов после трагедии на стадионе "Динамо" президент России в Кремле встретился с Рамзаном Кадыровым, возглавлявшим Службу безопасности его отца. По словам Владимира Путина, Ахмад Кадыров ушел из жизни непобежденным. Но ему не удалось довести задуманное до конца. Поэтому дело его будет продолжать сын Рамзан. С кем и в какой форме Кадыров-младший проявит себя в Чечне, станет известно в ближайшем будущем. Здесь возможны новые альянсы и полное всевластие спецслужб, которым в очередной раз поставлена задача – найти и уничтожить.

Выбор читателей