Россия начинает скупать Грузию оптом

Грузия неоднозначно относится к планам российских предпринимателей вложить средства в экономику страны. Многие опасаются, что в результате подобных инвестиций Грузия попадет в политическую зависимость




Несмотря на то что между Россией и Грузией существует определенная напряженность, связанная с ситуацией вокруг Южной Осетии, отечественные бизнесмены не оставляют надежд вплотную заняться инвестициями в грузинскую экономику. Прошедшая недавно 1-я конференция российского бизнеса в Грузии и последовавшее за ней сенсационное назначение российского предпринимателя К.Бендукидзе на высокий пост в правительстве дали основания инвесторам полагать, что климат для вложения денег в разрушенную экономику страны может быть весьма благоприятным. На форуме президент Саакашвили недвусмысленно дал понять, что инвестиций, кроме как из России, ждать неоткуда, а несколько дней спустя К.Бендукидзе заявил, что "Грузия должна продать все, кроме совести".

Многое уже сделано. Достаточно упомянуть, что "Аэрофлот" приобрел 100% акций флагмана грузинской авиации, компании AirZena - "Грузинские авиалинии". "Внешторгбанк" приобрел контрольный пакет акций одного из самых крупных грузинских финансовых учреждений - Объединенного грузинского банка. А Волжский автомобильный завод почти завершил переговоры с Тбилисским авиационным заводом о создании в столице Грузии производства по сборке автомобилей "Нива".

Накануне появились новые конкретные сообщения о планах российского бизнеса по приватизации грузинских объектов. Большой интерес у инвесторов вызывают аджарские порты Поти и Батуми, которые стали яблоком раздора между Саакашвили и Абашидзе и которые позволяли аджарскому руководству на протяжении долгих лет сохранять автономию. Как сообщает агентство "Росбалт", российское ООО "Промышленные инвестиции" готово вложить в приватизацию портов Поти и Батуми $200 миллионов. Кроме этого, группа в ближайшее время намерена увеличить до контрольного свой пакет акций Зестафанского ферросплавного комбината в Западной Грузии. В прошлом году холдинг уже купил блокирующий пакет бывшего советского промышленного гиганта и намерен укрупнить свою долю.

Несмотря на то, что порты являются не только и не столько экономическими, сколько военно-политическими объектами и их приватизация может нанести ущерб интересам государственной безопасности Грузии, К.Бендукидзе уже выразил готовность пойти на эту сделку. Он сообщил, что потенциально существует возможность привлечения иностранных инвесторов к приватизации портов. Главное, заявил министр, "все должно делаться абсолютно открыто, прозрачно, чтобы полностью исключить какие бы то ни было нарушения". Сейчас создается рабочая группа, которая изучит ситуацию на этих объектах, "которые структурно очень сложные и, наверное, через два месяца станет известно, что можно приватизировать, а что нет".

Еще одной серьезной сделкой между российским бизнесом и грузинским правительством может стать готовность РАО "ЕЭС России" вложить $70 млн в крупнейшую в Грузии ИнгуриГЭС. РАО уже владеет 75% электрораспределительной компании "ТЭЛАСИ", а также двумя блоками Тбилисской ГРЭС. В управлении у РАО находятся гидроэлектростанции Храми-1 и Храми-2, в арендном пользовании – линия электропередач "Алаверды", соединяющая энергосистемы Грузии и Армении.

Наблюдатели полагают, что общая сумма российских инвестиций в Грузию может достичь $1 млрд, что превышает весь грузинский бюджет, составляющий всего $750 миллионов. А сами российские бизнесмены в кулуарах делового форума поговаривали, что уже в ближайшем будущем цифра вложений россиян в Грузию достигнет $4 миллиардов.

Этими процессами довольны далеко не все. Значительная часть депутатского корпуса грузинского парламента не согласна с концепцией тотальной распродажи страны. Против нее выступают даже некоторые сторонники правящей партии "Национальное движение – Демократы", руководителем которой является президент Михаил Саакашвили. Грузинский лидер в целом разделяет постулат Бендукидзе на тотальную продажу государственного имущества своей страны.

Политическая нестабильность в стране, вызванная планами Саакашвили по "собиранию грузинских земель" также не прибавляет оптимизма представителям бизнеса, но опыт проведения приватизации в России наглядно показывает, что в этом вопросе главный постулат: кто не успел, тот опоздал, и российские инвесторы готовы идти на известный риск ради будущих прибылей.

Выбор читателей