Грузия готовит в Южной Осетии спортивную революцию

Официальный Тбилиси почти готов сменить лидера непризнанной республики, мастера спорта по борьбе Кокойты на лояльного Саакашвили бывшего футболиста тбилисского "Динамо" Владимира Гуцаева




Истинные цели визита в Москву главы Южной Осетии были слегка закамуфлированы самим Эдуардом Кокойты. Поначалу лидер непризнанной республики сообщил, что прибыл в Россию решать вопросы экономического характера, но затем в своих комментариях представители делегации Южной Осетии подтвердили, что ими ведется подготовка законодательной базы для вхождения автономии в состав России.

На пресс-конференции в столице РФ Эдуард Кокойты поведал о некоторых деталях теневой политики Тбилиси. По словам южноосетинского лидера, в начале этого года грузинские власти предлагали ему $20 млн и должность вице-президента Грузии. В случае его (Кокойты – П.Р.) согласия лояльный Михаилу Саакашвили грузинский парламент оперативно должен был принять соответствующие поправки к Конституции. "Это происходило в январе, тогда мы об этом и заявляли", - рассказал президент Южной Осетии, выразив недоумение тем, что тема подкупа всплыла только сейчас, и добавив, что борьба осетин за независимость не продается.

В том, что проблему взаимоотношений Тбилиси и Цхинвали на каком-то этапе пытались решить посредством финансового "отката", нет ничего удивительного. С приходом к власти Михаила Саакашвили на Кавказе практикуются кадровые революции, в ходе которых молодые политики заступают на место тех, кого отправляют "в утиль". Последним причитается неплохая "пенсия". Скажем, "революция роз", добравшаяся из столицы в регионы, по инерции снесла и бастионы аджарских властей, которые казались незыблемыми. Однако капитуляция и эвакуация в Москву, выглядевшая как бегство, не повлияли на состояние Аслана Абашидзе, чей капитал, по некоторых данным, составляет несколько миллиардов долларов.

На фоне успешного решения вопроса в Аджарии январское предложение Тбилиси Эдуарду Кокойты выглядит малопривлекательным, если не сказать провокационным. На первый взгляд сумма откупных для непризнанной республики, которая уже больше десяти лет фактически находится в блокаде, немалая. Но на самом деле Южная Осетия не так бедна, как кажется. По крайней мере, уровень жизни здесь не ниже, чем в Грузии. Ведь значительная часть населения ЮО, имеющая российское гражданство, регулярно отправляется на заработки в Россию, получает российские пенсии и зарплаты, а на севере средние выплаты превосходят реальные доходы жителей Грузии. К тому же президент Южной Осетии – человек далеко не бедствующий. Как и многие бывшие спортсмены, он имеет множество друзей в деловых и финансовых кругах России. Видимо, не прельстил Эдуарда Кокойты и виртуальный пост вице-президента Грузии как часть компенсации в обмен на независимость. В условиях авторитаризма Михаила Саакашвили такое вице-президентство выглядит как должность свадебного генерала.

Есть еще одна любопытная деталь в этой истории. Как рассказал Кокойты, пресловутые миллионы ему предлагал не кто-нибудь, а известный в Грузии и России, и вообще на территории бывшего СССР осетинский футболист и тренер Владимир Гуцаев. Разумеется, в ответ на это утверждение Гуцаев только пожал плечами: "Это вызвано тем, что рейтинг Кокойты падает". Но все дело в том, что на Владимира Гуцаева, уже как политика, делается реальная ставка в администрации Михаила Саакашвили. По данным источников "Yтра", сейчас рассматриваются реальные кандидатуры на пост преемника Эдуарда Кокойты, смещение которого считают в Тбилиси лишь делом времени.

При этом в операции по смене руководства региона с неопределенным статусом задействованы исключительно спортсмены. По сценарию "революции" в Южной Осетии, по сигналу арбитра из Тбилиси на замену мастера спорта по борьбе Эдуарда Кокойты непременно должен выйти также спортсмен – осетин. По крайней мере, известно о двух фигурах, подобранных для этой цели. Кандидатов на роль будущего лидера довольно быстро нашли среди осетинского населения Грузии.

Одной из ключевых фигур в игре за пост главы ЮО считается известный в прошлом футболист и тренер 51-летний осетин Владимир Гуцаев, выступавший за тбилисское "Динамо". Известно, что до 1991 г. он работал начальником этой команды, а затем, когда назревал грузино-осетинский конфликт, уехал тренировать на Кипр, после чего работал в России и снова в Грузии. В политику Владимир Гуцаев пришел уже как владелец футбольного клуба "Мцхета". Он вошел в оппозиционное тогда "Национальное движение" – партию Саакашвили. Выступая в СМИ, бывший футболист повторял, что "только "Национальное движение" способно изменить нынешнее плачевное состояние, в котором находится Грузия". Михаил Саакашвили оценил преданность спортсмена, ответил взаимностью, заявив, что испытывает счастье потому, что легендарный футболист решил баллотироваться в парламент по его спискам. В итоге Владимир Гуцаев стал одним из 135 депутатов от фракции "Национальное движение – демократы", победившей на выборах 28 марта 2004 года.

Но и это не все. На всякий случай подобран второй кандидат, который может сменить Эдуарда Кокойты. Это еще один спортсмен - Гоча (Георгий) Дзасохов, который также участвовал в парламентских выборах, представляя блок "За новую Грузию". С именем президента федерации борьбы Грузии Дзасохова, (эта фамилия - удачный бренд для осетинского населения - П.Р.) , связывают возрождение вольной и греко-римской борьбы в республике. "Саакашвилиевский" Дзасохов просто напоминает клона Эдуарда Кокойты: тоже гражданин России, также имеет бизнес и крепкие связи в Москве.

Михаил Саакашвили недавно пообещал решить проблему Южной Осетии за полгода. На это брошены все усилия Тбилиси. Как стало известно, в Цхинвали не так давно премьер-министр Зураб Жвания, с которым связывают те самые "теневые" процессы, происходящие в регионах, проводил секретное совещание. Известно, что после посещения г-ном Жвании лидера Аджарии Аслана Абашидзе события приняли стремительный оборот: в Батуми прилетел секретарь Совбеза России Игорь Иванов и вывез главу автономии с сыном в Москву. Российские журналисты спросили недавно у г-на Иванова, собирается ли тот в Южную Осетию. Игорь Иванов развел руками – оказалось, в Цхинвали нет аэропорта.

Выбор читателей