Церковь или магазин – вот в чем вопрос

Пока глава РПЦ указывает на недопустимость ценников в Доме Божьем, отдельные служители уже нашли новую технологию взимания платы. Вместо цен стали появляться бумажки с "рекомендуемыми размерами пожертвований"




Против так называемой "монетизации льгот" в России выступили и продолжают выступать, в основном, оппозиционные силы. Однако довольно неожиданно к их рядам официально примкнула и Русская Православная Церковь. На прошлой неделе Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II выразил свою озабоченность тем, что с отменой натуральных льгот для населения жизнь наименее обеспеченных россиян станет еще более трудной. Это было далеко не первое публичное обращение главы РПЦ за последнее время, связанное с позицией церкви на некоторые вопросы материального характера.

Достаточно вспомнить обращение Патриарха по поводу необходимости запрета на взимание платы за церковные обряды (требы) для населения – крещение, венчание, освящение чего-либо. Не являются ли публичные заявления такой традиционно достаточно закрытой структуры, как РПЦ, попыткой исправить сложившуюся неоднозначную практику служителей в отношении материальных вопросов?

Ни для кого не секрет, что структуру эту время от времени сотрясают скандалы, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью. В середине 90-х годов РПЦ "прославилась" тем, что имела весьма сомнительные источники финансирования в виде свободного от налогов ввоза в Россию табачной продукции. Особенно на этой ниве преуспел один из влиятельнейших ныне митрополитов – Смоленский и Калининградский Кирилл, который даже получил прозвище "табачный митрополит".

Недовольство верующих вызывала и сложившаяся практика "откровенного" взимания денег за совершение обязательных для православного прихожанина обрядов. В ряде случаев в храмах висели своего рода объявления о стоимости того или иного обряда. Иногда такие бумажки наклевались прямо на вход церкви. Цена в них варьировалась от местоположения и известности прихода. И все это притом, что РПЦ всегда продолжала декларировать добровольность всех видов пожертвований.

Еще одной проблемой остается абсолютная непрозрачность бюджета РПЦ для широкой общественности. Скажем, вы знаете, каким образом формируется бюджет чуть ли не крупнейшей негосударственной структуры России и ближнего зарубежья? Вот и мы не знали, пока наш источник в аппарате РПЦ, пожелавший остаться неназванным, не поделился с нами следующими соображениями. Бюджет прихода создается на те же самые добровольные (добровольные ли?) пожертвования прихожан. Часть из этих денег идет в вышестоящие церковные органы. Мы умышленно говорим "часть" – ведь контроль за собранными средствами осуществляет сама церковь, да и еще, как говорят очевидцы, довольно нерегулярно. Богатый приход почти всегда имеет возможность "откладывать на жизнь" энные суммы из пожертвований. Из собранных церковным аппаратом сумм выделяются деньги на содержание убыточных приходов, как правило, отдаленных сельских храмов. Тем самым, по идее, богатые приходы как паровоз должны тянуть весь остальной состав, воплощая христианский принцип – распределять богатство между всеми участниками. На практике все выглядит иначе. Многим убыточным приходам приходится самим искать деньги. Вот это тоже стимулирует усиленное стяжательство средств за отправление обрядов.

Итак, церковная кружка для пожертвований получается ключевым звеном в финансировании РПЦ. И если для столичных или иных престижных храмов "кружка" давно имеет вид определенного спонсора, то небогатые приходы буквально собирают с мира по нитке. Основную часть прихожан небогатых храмов составляют пенсионеры, которые столько потеряли от нынешней социальной реформы. Здесь как раз более всего места для подлинных добровольных жертв, исходя из христианских принципов. Это могло стать одним из поводов обращения Патриарха с критикой монетизации. Еще один повод, скорее всего, чисто пастырский: с отменой льгот на проезд наши бабушки в городах, да и на селе станут элементарно реже ходить в церковь, экономя лишний раз на проезде общественным транспортом.

Надо отметить, что сами прихожане, особенно обеспеченные, отнюдь не против оплаты тех или иных обрядов, не говоря уже о таких мелочах, как свечи, например. Здесь-то и кроется самый тонкий момент в сложившейся порочной системе фактической "продажи треб" – россияне, слабо знакомые с доктринальными моментами православия, считают не зазорным "покупать" обряды. Поэтому Патриарх специально остановился в своем послании с разъяснением позиции Церкви в данном вопросе.

А пока глава РПЦ указывает на недопустимость ценников в Доме Божьем, отдельные служители уже нашли новую технологию взимания платы. Вместо цен стали появляться бумажки с "рекомендуемыми размерами пожертвований", а уж жертвовать или нет, дело добровольное, вроде...

Похоже, в извечном споре стяжателей и нестяжателей в стенах православной церкви победителями неизменно выходят первые. Как следствие, Церковь начинают интересовать вопросы сугубо практической пользы и личного обогащения.

Выбор читателей