Льготы надо было отменять после Дня Победы...

По мнению сенатора Виктора Шудегова, было бы правильно не заниматься заменой льгот сразу во всех субъектах федерации, а взять несколько наиболее стабильных регионов и обкатать закон там


Фото Сергея Грузинцева



Несмотря на отчаянные старания правительства, реализация закона о т.н. "монетизации льгот" продолжает дестабилизировать политическую и экономическую обстановку в стране, не давая покоя ни федеральной власти, ни власти на местах. "Yтро" продолжает цикл бесед с представителями центральной и региональных властей на тему экономических последствий проводимых реформ. Сегодня на наши вопросы отвечает председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Виктор Шудегов.

"Yтро": Виктор Евграфович, сейчас одной из основных причин массовых недовольств решением о монетизации принято называть нерасторопность региональных властей. Хотелось бы услышать от вас, как от представителя региона, какова реальная доля ответственности местных властей в происходящем?

Виктор Шудегов: Я как раз только что приехал из своего региона – из Удмуртии, где встречался с президентом республики, вице-премьерами, представителями госсовета, и могу сказать не понаслышке про ситуацию, которая там развивается. Я бы сказал так: сейчас пытаются найти крайних, пытаются кого-то обвинить в том, что 122-й закон не работает, как надо. Но все-таки региональные власти виноваты здесь в меньшей степени. Дело в том, что законодатели просто не прописали механизм реализации этого закона. Буквально в конце прошлого года мы проводили "круглые столы", парламентские слушания и задавали вопросы правительству, например: "Вот придет бабуля 2 января в аптеку или зайдет в автобус – все ли будет работать, не выгонят ли ее оттуда, и что ей скажут в аптеке?". Никто тогда не был готов ответить, и в законодательстве статью не прописали.

Конечно, варианты бывают разные, каждый субъект может принимать решения по-своему, а тут еще на все наложились особые обстоятельства, связанные с праздничными днями, решение о которых было принято буквально накануне Нового года. Поэтому я бы так огульно не стал бы обвинять руководителей субъектов федерации. Прежде всего, здесь недоработка правительства. По-моему, там не до конца представляли последствия и на самом деле были не совсем готовы к замене натуральных льгот на денежные выплаты.

"Y": Пенсионеры, военные и инвалиды – не единственные, кто пострадал от отмены льгот. Есть еще и студенты – наиболее молодая и активная группа населения. Может, стоит обратить на них особое внимание?

В.Ш.: Мы предложили повысить студентам стипендию с 1 марта. Но неожиданно в Татьянин день, который сейчас уже официально объявлен Днем студента, нас опередил сам президент – он вышел с предложением повысить стипендию на 100 руб. с 1 апреля, а затем еще на 100 руб. с 1 сентября. Это очень своевременный шаг – сегодня у студентов тоже проблема со льготами, льготный проезд им обеспечивают региональные органы власти, даже если студенты находятся в федеральном ведении.

Конечно, со временем эти расходы регионов федеральные органы власти должны учесть в межбюджетных взаимоотношениях.

"Y": Насколько своевременным оказалось решение о замене льгот? Может быть, стоило повременить?

В.Ш.: Сейчас, конечно, проще рассуждать, потому что закон уже вступил в силу и мы видим первые пробуксовки этого закона. Стоило ли с этим потянуть? Возможно. Логично было бы это сделать после празднования Дня Победы, или хотя бы с 1 февраля. Дело ведь в том, что с 1 января начались большие каникулы, банки не работали практически полмесяца, всевозможные организации тоже. То есть получилось, что людей невозможно было обеспечить ни билетами, ни лекарствами, ни натуральными льготами. Также, я считаю, было бы правильно не заниматься заменой льгот сразу во всех субъектах федерации, а взять несколько наиболее стабильных регионов и обкатать закон там. Тогда все проблемы бы тут же высветились.

С другой стороны, промедление с этой реформой на 1,5-2 года могло привести к полному развалу в большинстве регионов предприятий транспорта, санаторно-курортных учреждений, ЖКХ и пр.

"Y": Вы упомянули о затяжных праздниках. На ваш взгляд, каковы экономические последствия столь длительных каникул?

В.Ш.: С экономической точки зрения могу однозначно сказать, что это привело к снижению ВВП. Это безусловно. 10 дней не работала промышленность, не работали основные производства. Хорошо, что у нас есть частный сектор, они ориентируются только на выгоду; им выгодно работать – они работают: рестораны, парикмахерские, магазины, такси и т.д. Но основная масса крупнейших предприятий – встали и простояли все праздники. С экономической точки зрения это крайне невыгодно. Потери очень велики. Не стоит забывать и о том, что потом, после этих праздников людям надо входить в нормальный режим работы.

Что касается социальных последствий, то основная масса населения у нас материально слабо обеспечена. Более состоятельные граждане могли позволить себе в эти дни съездить в теплые страны, но основная часть, как мне кажется, просидела дома, со всеми вытекающими последствиями.

"Y": Каково ваше отношение к пенсионной реформе и что вы скажете по поводу перехода на накопительную систему? Есть у вас какие-то прогнозы? Реформа достаточно серьезная. В этом году это стали как-то замалчивать ход ее реализации, а ведь там были большие проблемы.

В.Ш.: Например, в Германии тоже была проведена реформа. И вдруг, через некоторое время, у них резко пошло повышение продолжительности жизни. У нас сейчас она падает, а у них поднялась до 80 лет. В результате многие организации, которые рассчитывали, что будут платить пенсии, в среднем, до 70 лет, просто обанкротились...

Я не хочу быть пессимистом. Важно, чтобы накопительная система заработала и эти деньги оказались в надежных руках, причем не только защищены от инфляции, но и приумножены. В Росси, к сожалению, сегодня люди не всегда доверяют свои деньги государству, не говоря уже о частных фондах. В развитых странах частные фонды работают в течении десятилетий или даже столетий. В российской же ситуации механизм реализации реформы, без учета конкретной нашей специфики, может привести к отрицательным результатам. Собрав деньги с населения, частный фонд может просто исчезнуть – как "Чара" или "МММ".

"Y": Сейчас идет много разговоров о возможности отмены льгот для гос. чиновников. Как вы относитесь к этой идее?

В.Ш.: Я бы сказал так: если принимается закон, то законодатель должен все сложности и трудности, последующие за его принятием, испытать на себе. Поэтому я думаю, что правильно будет продолжать монетизацию льгот и в отношении чиновников.

"Y": Не кажется вам, что в реформе лекарственного обеспечения могут быть совершены такие же ошибки, как и с монетизацией транспортных льгот?

В.Ш.: Что касается здравоохранения, ошибки уже на лицо. По крайней мере, мне уже жаловались некоторые регионы, что очень ограничен ассортимент лекарственных средств. Возможно, это связано с тем, что финансовый бюджетный год начинается с 1 января. В этом случае возникла масса сложностей с закупкой новых партий лекарств – в праздники ни банки, ни крупные фирмы не работали, а запасы оказались недостаточными.

Думаю, с лекарствами в ближайшее время ситуация будет решена, но удивляют и настораживают прогнозы, сделанные министром Зурабовым, по поводу того, что лекарства подешевеют на 30%. Сейчас мы видим совершенно обратный эффект. Как только крупные фирмы, занимающиеся поставками лекарств, увидели, что государство выделило на эти цели свыше 50 млрд руб., так сразу увеличили цены. Думаю, что этими вопросами должна заниматься Генпрокуратура РФ.

Выбор читателей