Это сладкое слово "референдум"

В последнее время желающие организовать всенародное голосование образовали очередь, может даже получиться небольшая давка. Пока последняя "Родина", решившая не отставать от коллег по оппозиционному лагерю




"Родина" решила не отставать от коллег по оппозиционному лагерю. Вслед за коммунистами и движением "За достойную жизнь" Сергея Глазьева она начинает подготовку к организации референдума "по социально-экономической ситуации в стране". О новой инициативе вчера в эфире радиостанции "Маяк" заявил лидер фракция "Родина" в Госдуме Дмитрий Рогозин: "Сейчас мы создаем инициативную группу. Думаю, что к осени она будет зарегистрирована, и мы начнем сбор подписей". Среди вопросов, которые "родинцы" намерены вынести на референдум, он перечислил следующие: "Считаете ли вы, что минимальная заработанная плата и пенсия не может быть меньше прожиточного минимума? Считаете ли вы, что свобода слова в России должна быть охраняема Конституцией, законами? Считаете ли вы, что оппозиция имеет такое же право на голос, как и партия власти? Считаете ли вы, что госчиновник должен получать заработанную плату, которая должна соответствовать общему уровню цен и зарплат бюджетников?"

Судя по всему, как минимум один из вопросов "Родина" позаимствовала у коллег – спросить про прожиточный минимум коммунисты догадались еще раньше. Хороший вопрос: кто ж откажется от достойной зарплаты? Еще часть вопросов являются чисто риторическими: пусть кто-нибудь попробует сказать, что свобода слова у нас не охраняется Конституцией! Еще как охраняется. И оппозиции право на голос практически гарантировано. Чтобы не ходить далеко за примером: попробовала тут оппозиция с хронометром в руках доказать, что ей во время выборов слова не давали, и пожаловалась в Верховный суд на неправильное освещение избирательной кампании. Но в Верховном суде объяснили , что это просто оппозиция поводов о себе говорить не давала, а так со свободой слова у нас все в порядке.

Поэтому даже страшно представить, сколько сил и средств должна потратить партия на создание инициативных групп как минимум в половине регионов страны, сбор 2 млн подписей в течение всего 45 дней (причем – исключительно усилиями членов этих групп) – и все это ради того, чтобы получить возможность задать народу риторический вопрос. Насчет зарплаты чиновников, конечно, тоже вопрос хороший. Но если чиновник живет на одну зарплату, то это уже не чиновник, а бюджетник получается. К тому же, тут возникает серьезная неувязка с требованиями, которые законодательство предъявляет к вопросам, выносимым на референдум. Во-первых, эти требования исключают обсуждение вопросов об изменении внутренних бюджетных обязательств. То есть уровня налогов, зарплат, компенсаций и прочих актуальных тем. Тут даже не нужно обижаться на Александра Вешнякова, который искренне сомневается в возможности проведения референдума на социально-экономические темы. В самом деле, так в законе написано. Еще там написано, что формулировка вопроса должна исключать "неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения". Извлечь конкретные правовые последствия из требования приравнять зарплату чиновника "к общему уровню цен" довольно сложно. Разве что "потребительской корзиной" ее выдавать?

Впрочем, на самом деле есть все основания сомневаться в том, что "Родина" доведет дело до референдума. И даже не только потому, что процедура его организации предельно затруднена. Просто, как уже говорилось, образовалась целая очередь из желающих организовать всенародное голосование, а второй раз задавать один и тот же (пусть даже по смыслу) вопрос можно только через два года. В год проведения федеральной избирательной кампании референдум вообще организовывать нельзя, поэтому может получиться небольшая давка.

Судя по всему, первым предпримет попытку изгнанный в свое время из "Родины" Сергей Глазьев, который поначалу трудился над списком вопросов вместе с КПРФ, а потом и от нее откололся. Он уже предупредил, что кампания должна стартовать в феврале, – по всей видимости, отправной точкой станет Красноярский край, хорошо знакомый Глазьеву еще со времен его участия в губернаторских выборах. Если дело закончится нехваткой оргресурса у организации "За достойную жизнь", то переходящее знамя подхватит КПРФ, где пока продолжают юридическую шлифовку своего списка. Вопросов заранее заложили аж 14 – с тем расчетом, что какую-то часть из них обязательно отбракуют на старте. Ну и, если уж дела пойдут совсем плохо, можно будет вспомнить про инициативу СПС – там не слишком озабочены социально-экономической тематикой, зато сходятся с коммунистами в одном: надо спросить у людей, не хотят ли они вернуть прямые губернаторские выборы. Правда, в СПС заранее убеждены, что референдум федерального масштаба им провести не дадут, и поэтому решили идти своим путем: опрашивать народ в отдельно взятых регионах. Отмены назначения губернаторов таким образом вряд ли можно будет добиться, но пропагандистский эффект очевиден. В крайнем случае, можно будет использовать как аргумент в Конституционном суде, поскольку либералы не теряют надежды оспорить там реформу госвласти. Недавно член политсовета СПС Борис Надеждин радостно объявил, что избирательная комиссия Московской области первую инициативную группу уже зарегистрировала. Правда, в избиркоме тут же поспешили объяснить, что Надеждин несколько поторопился и решение еще не принято.

Таким образом, на сегодняшний день мы имеем целую серию инициатив, пока в большей степени виртуальных. Впрочем, их политическая ценность сомнению не подлежит: на протяжении долгих месяцев, которые уйдут даже на предварительную подготовку к столь массовой акции, ее инициаторы получат прекрасную возможность продемонстрировать, как они из последних сил борются за благосостояние своего электората. А вот для этого сойдут самые юридически неудобоваримые, но зато милые сердцу обывателя лозунги.

Выбор читателей