Новая мировая валюта готовится выйти на сцену

Привязка юаня к доллару фактически стала миной замедленного действия для всей мировой валютной системы. Власти КНР собираются "отвязывать" национальную валюту от американской, но постепенно




В то время как российское правительство и президент тщетно пытаются вдохнуть жизнь в слабеющий на глазах рост российской экономики, в Китае можно наблюдать прямо противоположенные процессы. Экономисты Поднебесной, а вместе с ними и все китайское государственное руководство как манны небесной ждут снижения темпов экономического роста. Разговоры об опасности перегрева быстро растущей китайской экономики, вызванного небывалыми темпами ее роста, ведутся уже не первый год и имеют под собой веские основания. Возможности того, что великое китайское экономическое чудо может завершиться не менее великим кризисом, не исключают многие эксперты как в самом Китае, так и в других странах.

На днях достоянием общественности стали данные доклада премьер-министра страны Вэнь Цзябао, согласно которым в 2005 г. рост экономики Китая замедлится до 8%. Напомним, что борьба китайцев с собственным экономическим ростом проходила в последние годы с переменным успехом. Так, несмотря на усилия по замедлению экономики, в 2004 г. ее рост вновь ускорился до 9,5%, по сравнению с 9,1% в 2003 году. Что же касается прогнозов роста на текущий год, то еще совсем недавно они составляли порядка 7,0%, однако, судя по словам китайского премьера, сбыться им не суждено. И все же китайцы не намерены сдаваться. В своем докладе Вэнь Цзябао особое место уделил необходимости реформы механизма обменного курса юаня: "Мы будем постоянно продвигаться по пути реформ механизма котировок юаня", – заявил он.

Напомним, что обменный курс юаня зафиксирован на отметке 8,28 юаня за доллар еще со времен Азиатского финансового кризиса 1997-1998 годов. С тех пор ситуация в мировой экономике сильно изменилась, и сложившееся положение дел сегодня серьезно не устраивает власти США и других развитых стран. По их мнению, курс юаня является слишком низким, что дает китайским товарам несправедливое преимущество на внешнем рынке.

Однако суть вопроса состоит не только в дешевизне китайских товаров. Привязка юаня к доллару фактически стала миной замедленного действия для всей мировой валютной системы, начиная с ее главного столпа – США и заканчивая, судя по последним событиям, самим Китаем. Не секрет, что в последние годы американские финансовые власти столкнулись с необходимостью плавного девальвирования доллара. Несмотря на постоянные заявления о приверженности "сильному доллару", они не без радости наблюдают за его продолжающимся снижением по отношению к основным мировым валютам. Рекордные размеры бюджетного и торгового дефицита США делают сегодня этот вопрос наиболее актуальным.

В этой ситуации главным инструментом "разгрузки" американского доллара может являться ревальвация китайского юаня. В случае "отвязки" от доллара курс китайской валюты неизбежно устремится вверх в поисках нового уровня паритета. Юань имеет все основания стать полноценным участником мирового валютного рынка наравне с долларом, британским фунтом, иеной и евро.

Связанное с этим усиление юаня неизбежно повлечет за собой удорожание китайского экспорта и замедление экономики страны (чего, собственно, и добиваются сегодня власти Поднебесной). Однако подобные действия, основанные на стихийности процесса, вряд ли могут считаться идеальным механизмом решения глобальных финансовых задач, прежде всего для самого Китая. Это прекрасно понимают власти КНР, и именно этим и объясняется крайняя осторожность в высказываниях китайских чиновников. С одной стороны, они фактически декларируют начало реформы системы обменного курса, с другой – всячески указывают на недопустимость ревальвации юаня в ближайшее время. По мнению главы Государственного управления валютного рынка Китая Го Шуцина, высказанному им в понедельник в интервью Рейтер, ревальвация юаня не поможет ни внутренней, ни мировой экономике. "Мы постепенно продвигаемся к тому, чтобы рынок сам определял котировки юаня. Но для этого не установлено никаких сроков", – заявил он.

Все это может говорить о том, что старт валютной реформе в Китае дан, и в борьбе с экономическим ростом китайское руководство все-таки решило прибегнуть к главному козырю – "отвязке" юаня. А то, что, несмотря на требования США и некоторых других стран, делаться это будет постепенно, говорит об осторожности и взвешенности валютной политики КНР. Судя по всему, на первом этапе реформы будут лишь расширены границы коридора, в котором китайской валюте будет позволено колебаться в соответствии с конъюнктурой рынка. Результат такой политики не будет иметь шокового эффекта, но постепенно может привести к достижению текущей цели – снижению темпов экономического роста.

Что же касается полной "отвязки" юаня от доллара, то, что бы ни говорили китайские чиновники, в среднесрочной перспективе она видится неизбежной. Это произойдет в случае перехода экономики Поднебесной на следующий качественный уровень. Подобного нельзя исключать уже в ближайшие годы, но лишь в том случае, если китайским руководством не будет совершено каких-либо стратегических ошибок.

Выбор читателей