Отставка Тимошенко - это "провокация"

Не объяснив причину переноса визита в Москву, премьер Украины исчезла с глаз публики. Вчера она впервые не явилась на заседание правительства. В кулуарах заговорили о грядущей отставке "оранжевой леди"




Неурядицы с визитом премьера Украины Юлии Тимошенко в Москву могут означать не только охлаждение отношений между нашими странами. Ситуация, сложившаяся в правительстве бывшей братской республики, показывает, что позиции "оранжевой принцессы" сильно пошатнулись, и тому есть много причин помимо угроз нашего генпрокурора. По сути, к скандалу вели все последние политические события на Украине.

Напомним, в 2004 г. в России было возбуждено уголовное дело по факту хищений при взаиморасчетах "Единых энергетических систем Украины", которые возглавляла Тимошенко, и Минобороны РФ. Одним из фигурантов, проходящих по этому делу, является и нынешняя глава украинского кабинета. Российские власти 23 сентября 2004 г. объявили ее в международный розыск и в случае поимки должны были взять под стражу (в настоящий момент она уже исключена из списков Интерпола). Тимошенко утверждает, что обвинения сфабрикованы и имеют политическую подоплеку, но вчера они впервые помешали главе правительства делать свою работу.

Первый зарубежный визит Тимошенко - в Москву - намечался на 15-16 апреля. Но во вторник генпрокурор РФ Владимир Устинов заявил, что уголовное дело в отношении премьера не прекращено. "Нашей стране нанесен значительный ущерб в размере $100 млн, и этот ущерб не возмещен", - говорил служитель Фемиды в Совете Федерации. Формально "оранжевой леди", пользующейся иммунитетом как должностное лицо иностранного государства, не грозит арест, но кто его знает, как повернется "дышло" российского закона... На следующий день все официальные лица Украины (за исключением главной героини скандала) заявили, что визит переносится. Официальных причины имеется две: кое-кто из чиновников попенял на нашу Генпрокуратуру, другие ссылались на начало посевной кампании, требующей присутствия главы Кабмина дома.

Так и не проведя обещанной пресс-конференции, Тимошенко легла на дно. Как удалось выяснить "Независимой газете", вчера она впервые не пришла на заседание правительства. В пресс-службе премьера либо не отвечали на телефонные звонки, либо выдавали противоречивые сведения. В Кабмине заявили, что не имеют права комментировать ситуацию. А по коридорам власти поползли слухи о возможной отставке "дамы с косой", как Тимошенко называют недоброжелатели. Как заявил изданию один "информированный" депутат, приезд в Киев представителей Бориса Березовского усиливает позиции Петра Порошенко - глава Совета нацбезопасности и кум президента претендовал на второй пост в государстве еще до победы "оранжевой революции". "Если она (Тимошенко) поддастся давлению и напишет заявление об отставке, то именно Порошенко займет пост премьера", - сказал народный избранник.

В то же время "КоммерсантЪ" указывает, что в этой запутанной истории могут быть и другие связи. Газета напоминает о том, как Тимошенко обвинила российских нефтяников в завышении цен на горюче-смазочные материалы, а украинские правоохранительные органы арестовали ближайшего сподвижника Януковича - главу Донецкого облсовета Бориса Колесникова. "В этом случае Москва посылает Юлии Тимошенко, имеющей в украинском руководстве репутацию "злого следователя", четкий сигнал: "Не трогайте наших людей", - пишут обозреватели "Коммерсанта".

Итак, текущие проблемы российско-украинских отношений, тяжкое наследие собственного прошлого и "вечное зло" - Борис Березовский. Вот такой широкий спектр причин не дает украинскому премьеру поговорить по душам с Владимиром Путиным.

Сегодня начальник Национального центрального бюро Интерпола в России Тимур Лахонин заявил, что поручение на международный розыск Тимошенко не отменено и по-прежнему находится в информационных системах Интерпола - хотя ее дипломатический иммунитет никто не отменял. "Поскольку инициатор розыска Тимошенко - Генеральная прокуратура России - не считает закрытым уголовное дело, то и поручение на розыск не отзывалось из структур Интерпола", - сказал Лахонин. Украинские представители утверждали, что г-жа Тимошенко в розыске больше не числится.

Лишь к концу для в четверг глава украинского правительства наконец напомнила о себе общественности. "Мы с президентом Ющенко - навсегда единая команда", - заявила Тимошенко, а слухи о своей отставке назвала "провокацией" (правда, не уточнила, кто и с какой целью ее затеял).

Между тем, отмена официального визита Ю. Тимошенко должна иметь под собой очень веские основания, и официальные разъяснения здесь не более чем "вежливая версия" событий. Согласованный, подготовленный и ожидаемый визит, результатом которого могли стать серьезные соглашения, могли остановить только те, кто не хотел реализации подобных соглашений или не хотел, чтобы их успех был связан с конкретным именем.

Известный российский политтехнолог Марат Гельман считает так: "Мне кажется, что Ющенко ее просто не пустил. Для него идеальная ситуация сохранить Тимошенко в качестве технического премьера, а всю внешнюю политику захватить себе. Для него это вопрос важнейший, потому что он очень хорошо знает Юлию Владимировну, и прошлое их совместное сотрудничество достаточно быстро привело к тому, что формально премьером был Ющенко, а все практические вопросы решала она. Я не думаю, что есть какие-то другие причины. Это просто страх Ющенко перед сильным соперником.

Пока у Тимошенко в России есть только один почитатель - это Михаил Леонтьев. По крайней мере. А если учесть, что он непочитатель Ющенко, то это уже кое-что. Если сравнивать Ющенко и Тимошенко, то на Востоке и Юге она получит больше, там сейчас скорее Луценко может играть какую-то более важную роль. В то же время борьба с борьба с "донецким кланом" воспринимается как вообще с Востоком, но какая-то часть наблюдает этот процесс с удовольствием. И все же сейчас самое интересное - это именно эта коллизия, а не неприезд Тимошенко в Россию. Посмотрите: активизация Луценко, его активность, арест Колесникова. Луценко, между тем, был руководителем донецкой организации соцпартии. Это очень важная битва, и совершенно не явно, что она кончится победой нынешней власти - "донецкие" очень сильны, хотя и временно ослаблены. Тимошенко, кстати, может сыграть с "донцами" - вопрос только в том, если есть люди, которые там ей будут доверять, и смогут вести с ней переговоры. Вели ведь такие переговоры во время выборов. Как теперь, когда она у власти, заставишь ее выполнить обещанное? А без поддержки или нейтралитета с той стороны ехать в Москву - самонадеянность".

Говоря о персональной позиции Юлии Тимошенко в украинской политике, телеведущий Михаил Леонтьев (на которого ссылался М. Гельман), делит проблемы на две части: общие и частные: "Частные проблемы таковы: визит для нее очень важен, поскольку не было подготовлено несколько важных каких-то вещей. Если да - то незачем и ехать. И с нашей стороны визит мог быть неподготовлен точно также. Между тем, украинское руководство ведет с Тимошенко холодную (пока) войну и вполне могло сорвать ряд договоренностей, на которые рассчитывала и она, и Кремль. В этом смысле то, что написано в "НГ" в значительной степени соответствует действительности, особенно если учесть страсть ее хозяина Б. Березовского к интригам и подковерным войнам. Юлия Тимошенко обречена на борьбу с Ющенко. Тимошенко никому не нужна, кроме киевской части майдана - очень важной для революции, но в повседневной государственной жизни никаких партий и сил у нее нет ни в Украине, ни за ее пределами. Она - "джокер" и сыграть может только с Россией, Это понимает не только она, и не только мы - но и люди Ющенко. Там очень не хотят с ее стороны успешной игры, главная цель - не дать позволить ей сыграть. Да и Россия тоже не хочет с ней играть. Но смысл ситуации именно в этом. У нее других ставок нет. Проблема Юлии Владимировны одна - она абсолютно самостоятельная. Ничья. Кроме нее самой у нее нет союзников, и ее единственный шанс выжить - может быть не только политически - это создать такую Украину, в которой ее не достать. У нее нет политических взглядов, фундаментальных убеждений и в принципе с ней можно договориться о чем угодно. А вот нужны ли договоренности - вопрос отдельный. Ничто не мешало договориться и до выборов, кроме отсутствия желания. Она относится к таким детям революции, которых пожирают первыми. Но грузинский опыт показывает, что бывает по-разному".

Выбор читателей