Окрыленные "штурмовики" президента

После четырехчасового "мозгового штурма" в Кремле Рогозин, Миронов и Зюганов дружно впали в состояние эйфории. Впрочем, было от чего. И лишь Владимир Вольфович особого энтузиазма не продемонстрировал


Фото: vesti.ru



Вчерашняя встреча в Кремле руководителей обеих палат российского парламента с президентом страны и главой правительства имела все основания прослыть протокольной. Встречаться с главой государства после оглашения им Послания – чтобы уточнить, как лучше и в какие сроки выполнять оглашенные пожелания – достаточно рутинное мероприятие. Но в этот раз все было иначе. Без малого четырехчасовое сидение глав Совета Федерации и Госдумы, их замов и лидеров фракций и особенно то, что было ими сказано после окончания встречи, для многих стало неожиданностью. И, судя по комментариями участников, для них самих тоже.

Выйдя из кремлевских апартаментов, Дмитрий Рогозин охарактеризовал встречу как "мозговой штурм". По его словам, штурму подверглись "важнейшие проблемы страны - проблемы внешнеполитические, связанные с ситуацией на Кавказе, отношения с соседями, улучшение инвестиционного климата". "Можно говорить о том, что сегодня в Кремле был создан своего рода политический совет национальной безопасности с участием представителей всех политических партий", - сказал Рогозин. "Президент сегодня сделал новый реальный шаг по пути демократизации общества", - заявил лидер "Родины", прежде ни разу не уличавший ни в чем подобном главу государства.

Впрочем, легкая эйфория от предложения президента не стесняться в креативе охватила почти всех участников встречи. Так, Миронов подчеркнул, что было "достигнуто редкое единодушие и понимание приоритетных целей, главная из которых заключается в обеспечении достойной жизни россиян". Глава Совфеда продолжил список благих начинаний, в которых снова и снова проявилось похвальное согласие политиков. Осталось непонятным, коснулась ли благодать всеобщего одобрения высказанного Мироновым предложения увязать рост зарплаты с количеством детей в семье – идеей, привносящей новизну в изрядно поблекшую теорию производственных отношений.

Результатами встречи остался доволен и Геннадий Зюганов. Путин пообещал воздействовать на государственные СМИ, чтобы те предоставили оппозиции равный доступ к эфиру и печатным площадям. "Подобные встречи помогают выработать общую линию всем ветвям власти, чтобы удержать ситуацию в стране", - заявил лидер КПРФ. "События, произошедшие на Украине, в Киргизии и Узбекистане обязывают нас всех быть бдительными и умными". Наименее восторженным был на сей раз Владимир Жириновский, который то ли все еще не отошел от нечаянной радости собственной "неприкосновенности", за которую незадолго перед встречей в Кремле проголосовала Дума, то ли как всегда был заранее в курсе сути и характера намечавшейся беседы и потому не выглядел удивленным.

А удивляться было чему. По меньшей мере два предложения президента, озвученные им в ходе Послания, были подвергнуты серьезной корректировке. Во-первых, со слов Бориса Грызлова, участники встречи пришли к выводу, что кандидатуру на пост главы региона должны предлагать не партии, победившие на выборах в региональные парламенты, а парламентское большинство в местных законодательных собраниях. "Мы понимаем, что победившая на выборах в региональный парламент партия не всегда сможет обеспечить парламентское большинство в законодательном органе субъекта Федерации. Поэтому мы решили, что правильнее было бы говорить о праве парламентского большинства выдвигать своего кандидата для предложения его президентом на пост главы региона", - сказал Б. Грызлов.

Выработанный вариант выдвижения кандидатов на назначение – лишь в известной степени компромиссный. Прежнее предложение президента было однозначно воспринято как попытка подыграть именно "Единой России", до сих пор уверенно побеждающей на региональных выборах. Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ подчеркивает, что при такой процедуре значительно изменится вся картина политической жизни в стране, в частности, после принятой поправки неизбежно создание коалиций в ЗАКСах, потому что в значительном количестве ЗАКСов у "Единой России" нет "контрольного пакета". "В сущности, предложено перейти к выборам губернатора законодательными собраниями. Это принципиальная корректировка механизма, предложенного после Беслана, и это действительно шаг в сторону демократизации. И более того - это возрастание роли выборов в законодательное собрание, что значительно расшевелит политическую жизнь на местах. Это будет один из элементов, которых нам не хватает - коалиционная политика", - считает Владимир Жарихин.

Эксперт особо отмечает, что фактически состоится перенос процесса выбора кандидата в губернаторы из коридоров на Старой Площади в более публичные сферы региональной политики. Именно это, отмечает В. Жарихин, в значительно большей степени, чем переход на пропорциональную систему выборов в Думу может позитивным образом сказаться на партийном строительстве в России - партиям действительно нужно будет серьезнее подходить к своей работе. Отстраивать региональное влияние. В целом он оценивает достигнуто как безусловно позитивный шаг.

В свою очередь, "Родина" и близкие ей эксперты предложили альтернативу путинской идее: кандидата в губернаторы выдвигает та сила, которая реально будет представлять в парламенте большинство. Иными словами, если то же "ЕдРо" возьмет 30% депутатского корпуса, а более мелкие партии со своей стороны объединятся в коалицию, численностью превышающую единороссов, именно они и смогут выдвигать претендента на кресло главы территории. Понятно, что это предложение пройти не могло, но коррекция все же состоялось. Впрочем, до сего дня единороссы за счет одномандатников вполне успешно образуют в региональных думах и заксобраниях большинство даже в тех случаях, когда они не слишком опережают другие партии или даже проигрывают местные выборы.

Алексей Жарич, руководитель проекта "ЗА!" уверен, что задача укрепления государственности ни в коем случае не была противопоставлена демократизации общества. "Одно без другого просто не осуществимо - это опасно". Он рассматривает ситуацию, как развитие заранее намеченного процесса: сначала было принято стратегическое решение, о смене схемы выборов губернаторов, а сейчас идет коррекция процедуры с учетом реально демократических требований и государственных задач. Особо А. Жарич отмечает тот факт, что формулировка из президентского послания была откорректирована на встрече президента с народными избранниками: "Это подчеркивает, что внесенная корректировка принята коллегиально, и это же свидетельствует, что руководство страны опирается на общественное мнение и прислушивается к нему".

Во-вторых, участники встречи предложили понизить ставку подоходного налога для амнистированных капиталов с 13 до 3-4%. По словам вице-спикера Совета Федерации С.Орловой, возникла необходимость рассмотрения вопроса о том, куда будут вкладываться эти капиталы. Возможно, в создание свободных экономических зон, например, на Дальнем Востоке.

Налицо сразу две сенсации. В своем Послании Путин прямо указал на "условия" амнистии: уплату 13%-го подоходного налога и изъятие денег из оффшоров. Почему-то уже после оглашения обращения президента выяснилось, что 13% - цифра хоть и соответствующая закону, но не работающая, если считать приоритетной самою задачу возвращения денег в экономику. Что касается адресного направления средств в особые экономические зоны, то и тут не все понятно. Многим еще памятны не столь далекие времена, когда внутренние оффшоры мало чем отличались от какого-нибудь Гибралтара – разве что коррупция здесь была менее залакированной.

Однако главное, что должны были вынести из встречи в Кремле и приглашенные на нее участники, и те, кому они доносили ее итоги, – "примирение элит", на котором всего пару недель назад настаивала власть, идет полным ходом. Зюганов, рассуждающий о реализации послания президента; Рогозин, фиксирующий рост демократии; Грызлов, готовый поделиться с оппозицией властью хоть в комитетах Госдумы, хоть в региональных парламентах – все это аргументы в пользу по сути уже стартовавшей избирательной кампании.

Выбор читателей