Отключением света Москву спасли от взрыва

Первые версии причин энергокризиса. После пожара на подстанции существовало два выхода: на несколько часов оставить округ без света и взорвать МНПЗ или подключить резервные источники и вызвать цепную реакцию




Впечатления горожан о постигшем Москву энергетическом несчастье уже постепенно начинают остывать, благо погода располагает к легкомыслию, развлечениям и ничегонеделанию. Между тем властям и виновникам происшествия приходится трудиться в поте лица, дабы найти и покарать виновников. А замешанным в этом деле – чтобы оправдаться и спихнуть ответственность: начальству на подчиненных, одному ведомству на другое. Уже появились первые версии причин энергокризиса, которые выдвигают в РАО "ЕЭС". Как известно, первый пожар на злополучной московской подстанции "Чагино" возник еще за два дня до апокалипсиса, 23 мая. Его тогда быстро ликвидировали, но устранить последствия не успели. На следующий день возгорание произошло снова.

Вечером 24-го на подстанции, к которой подходят высоковольтные линии напряжением 500, 220 и 110 кВ, взорвался от перегрева один из шести трансформаторов – 110-киловольтный. В результате осколками, вылившимся маслом и вспыхнувшим огнем были сильно повреждены другие трансформаторы, а некоторые вообще уничтожены. Те устройства, которые остались целыми, отключила автоматическая защита, и вся подстанция встала, сообщает "КоммерсантЪ".

После этого автоматически отключились четыре блока на московской ТЭЦ-22, из-за чего нарушилось энергоснабжение пяти московских районов – Марьина, Люблина, Печатников, Текстильщиков и Капотни. Также остановились три завода, расположенные в ЮВАО - Московский нефтеперерабатывающий (МНПЗ), цементный и гипсокартонных изделий.

Вот в этот момент и предстояло принять судьбоносное решение. Энергетики утверждают, что ситуация была крайне тяжелая, но не катастрофическая. Как рассказал один из технических специалистов компании, было два выхода. Первый – оставить все как есть, продержать в течение нескольких часов (это время требовалось для того, чтобы провести ремонтные работы) пять районов и три предприятия без электричества и "получить большой скандал". Второй вариант – пойти на риск и в лучшем случае вообще избежать скандала, а в худшем – получить "цепную реакцию", которую мы и наблюдали. Решение должно было принять региональное диспетчерское управление РАО.

Сами энергетики не имеют права перераспределять энергопотоки, отключать блоки электростанций или потребителей даже в критической ситуации. Это должен делать дежурный представитель регионального диспетчерского управления, подчиняющийся общему диспетчерскому управлению Единой энергосистемы страны. Он постоянно наблюдает на мониторах карту энергопотоков по региону в целом, следит за возрастанием и убыванием нагрузок на отдельных цепях.

Почему диспетчер принял решение подключить Юго-Восток Москвы к резервным источникам энергопитания, пока неизвестно. Это прояснится только после того, как комиссия изучит его журнал. Предполагается, что он побоялся оставить без электричества нефтяной завод. Ведь его обесточивание грозило взрывом и экологической катастрофой. Напомним, после аварии он уже выбросил на Москву непонятное облако.

В итоге к раннему Yтру завод подключили к относительно слабой для него, единственной оставшейся на "Чагино" линии в 110 киловольт. Всю ночь эта линия к тому же была загружена и остальными потребителями.

Кризис разразился к 10:00 - когда начался обычный утренний пик потребления электроэнергии, последний трансформатор сгорел. Вся нагрузка, которую брала на себя подстанция "Чагино", резко перераспределилась на оставшиеся шесть расположенных вокруг Москвы и закольцованных между собой высоковольтных подстанций. Несколько из них не выдержали нагрузки и тоже отключились после срабатывания на них автоматической защиты. И начался московский кошмар…

Выбор читателей