Террористов, взорвавших поезд, найдут через мобильники

Расследование теракта на железной дороге в Подмосковье продолжается, но пока без особых успехов. Оперативники надеются напасть на след диверсантов, изучив данные о звонках с мобильных телефонов




Расследование теракта на железной дороге в Подмосковье продолжается, пока без особых успехов. Вчера были обнародованы основные версии случившегося, их по-прежнему несколько. Кроме акции чеченских боевиков, рассматривается причастность ко взрыву членов "экстремистских организаций профашистского толка", выступающих против присутствия в столице выходцев с Кавказа. Впрочем, пока эти предположения основаны только на логических выводах, и напасть на след диверсантов спецслужбам не удалось, сообщает "Время новостей".

Сотрудникам РОВД Серебрянопрудского района и ЛОВД станции Узуново, которых направили опрашивать дачников и искать свидетелей происшествия, удалось выйти на предполагаемый след преступников. Обитатели одного из четырех дачных поселков - Яковлевское, Журавка, Теник и Измайлово, - расположенных в радиусе 500-600 м от места подрыва поезда, рассказали, что видели две машины, которые в тот день около 07:00 выезжали с территории дач.

Выяснилось, что один автомобиль принадлежит дачнику, разыскать же владельца другой машины пока не удалось. Другие свидетели рассказали, что приблизительно в это же время два молодых человека в темных ветровках сели в светлые "Жигули", которые направились в сторону Москвы. Оперативники сразу же справились об автомобиле на окрестных постах ГАИ, но похожие "Жигули" постовые в то Yтро не останавливали.

Напомним, сразу после теракта помощник машиниста поезда №381 рассказал прибывшему к месту происшествия министру транспорта Игорю Левитину, что, когда после сильного толчка и остановки поезда люди стали выпрыгивать из вагонов, он заметил двух мужчин, быстрым шагом удалявшихся вдоль путей в направлении станции Узуново. Их поведение отличалось от действий остальных пассажиров.

А между тем обследовавшие место происшествия специалисты заявили вчера, что бомба, скорее всего, была заложена не в день теракта, а на несколько дней раньше. Провода, ведущие к взрывному устройству, были прикопаны, и, судя по состоянию земли, с тех пор прошло достаточно длительное время.

Как отмечал ранее сотрудник оперативной группы, "осмотр места происшествия, в частности подрывной машинки, показал, что она была изготовлена из подручных материалов, которые можно купить в любом хозяйственном магазине". По его словам, конструкция была "не очень надежная и совсем не похожа на те, с которыми нашим специалистам приходилось сталкиваться на Северном Кавказе, и в частности в Чечне, где подобные теракты обычно совершаются с использованием штатных боеприпасов и нацелены на уничтожение как можно большего количества людей". Он утверждал, что взрыв был произведен для привлечения внимания и создания паники, "чтобы вызвать резонанс".

К телефонному проводу был присоединен бытовой электротройник, который при помощи небольшого куска провода с вилкой был соединен с подрывной машинкой. Устройство представляло собой обыкновенную розетку и тумблер, прикрепленные к куску ДСП. Снизу к ним скотчем и проводами были примотаны шесть батареек "Крона", являвшихся элементом питания для всей цепи. Также с места укрытия взрывников криминалисты изъяли окурок "Мальборо" и кусок бечевки, которые отправлены на экспертизу.

"Создается ощущение, что террористы читали распечатку из Интернета, из "Поваренной книги террориста", либо намеренно собрали бомбу столь небрежно", - сказал один из экспертов и отметил, что взрывное устройство похоже на то, которое было использовано во время покушения на главу РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса. Кстати, в нем тоже обвиняли национал-патриотов.

При этом специалисты уверены, что террористы заранее и тщательно готовились к операции и не могли не знать, что в месте, где они заложили мину, поезда из-за поворота путей и расположенных рядом сразу нескольких "стрелок" идут с минимальной скоростью. Это может заметить каждый, кто понаблюдает за проходящими поездами хотя бы час. Поэтому складывается впечатление, что преступники специально не хотели устраивать крушение с многочисленными жертвами, а пытались лишь наделать шуму с минимальными последствиями. К тому же оперативники напомнили, что именно такая тактика была излюбленным методом действия молодежных "революционеров-радикалов", взрывавших в 90-е гг. в Москве памятники.

Надо сказать, что подозрения, которые так явно навешивают на радикалов, совпадают со стремлением лишить официального статуса Национал-большевистскую партию*. Правда ее глава Эдуард Лимонов сразу заявил, что такая акция "для организации... бесполезна", потому что за нее нельзя взять ответственность. Вполне возможно, что нацболам теперь разрешат это сделать.

Сейчас оперативники сосредоточили свои усилия на изучении данных о звонках с мобильных телефонов, сделанных 11 и 12 июня из района железнодорожного перегона Узуново – Богатищево. Эти данные были оперативно предоставлены всеми операторами мобильной связи. "Предстоит изучить более 5 тыс. соединений, – рассказал "Коммерсанту" один из участников расследования. – В этом месте большое количество дачных поселков, следовательно, высокая интенсивность телефонных разговоров. Пока интересных для нас телефонных номеров не выявлено. Но быстрого результата мы и не ожидаем. Работа эта кропотливая". Кстати, именно благодаря отработке звонков по мобильным телефонам были раскрыты многие громкие преступления, отмечает издание. Среди них, например, убийство главного редактора русской версии журнала Forbes Пола Хлебникова.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей