Президенту подарили набор "косметики"

Предлагаемые в совместном докладе трех основных экономических ведомств – Минфина, Минэкономразвития и ЦБ – меры борьбы с инфляционной напастью сильно смахивают на попытку лечения рака аспирином




В экономическом плане минувшая неделя выдалась крайне неоднозначной. Подводя итоги, из общей гаммы событий наблюдатели спешили выделить IX Петербургский международный экономический форум, прошедший под весьма "актуальным" девизом: "Эффективная экономика – достойная жизнь". Особый пафос мероприятию придала вступительная речь президента России, состоявшая, правда, преимущественно из общих слов, хорошо знакомых аудитории по прежним выступлениям главы государства.

На форуме, который некоторые его участники по непонятным причинам называли "русским Давосом", помимо довольно абстрактных глобальных вопросов рассматривались и довольно актуальные: нефтегазодобыча в Арктике, а также развитие телекоммуникаций, энергетики, транспорта и оборонного экспорта. Однако оценить практическую значимость подобного рода "Давоса" сегодня достаточно сложно; хочется верить, что со временем она проявится в полную силу. Пока же хотелось бы остановиться на другом событии минувшей недели, имеющем самое непосредственное отношение к текущей ситуации в российской экономике.

Речь идет о поступившем в правительство докладе, подготовленном Минфином, Минэкономразвития и ЦБ. Название документа говорит само за себя: "Факторы роста инфляции в 2004 г. и январе-мае 2005 года. Меры, направленные на снижение темпов роста потребительских цен".

Появление такого доклада неудивительно, ибо за первые 5 месяцев с.г. инфляция составила 7,3%, что не оставляет шансов к концу года уложиться в запланированные 8,5%, а возможно, и в скорректированные рамки – 10%. На фоне последних заявлений руководства Минэкономразвития о том, что удвоение ВВП к 2010 г. не представляется возможным, прогрессирующая инфляция делает общую экономическую картину прямо-таки безобразной.

Сам факт того, что представители трех основных экономических ведомств выступают одним фронтом, говорит о многом. Предлагаемые же в докладе меры борьбы с инфляционной напастью заставляют задуматься еще больше, так как явно смахивают на попытку лечения рака аспирином.

В самом начале документа авторы признают крамольные вещи: "при сложившихся тенденциях" оценка уровня инфляции может составить 11-11,5% в этом году и 9-9,5% - в следующем. Что касается достижения тех самых 10%, до которых был скорректирован "официальный" (8,5%) прогноз, то для этого среднемесячный рост цен во втором полугодии должен снизиться в 4 раза, что, по мнению самих правительственных экономистов, является "крайне трудной задачей". Заметим, что авторы доклада делают основной акцент на том, что сегодняшний рост инфляции объясняется немонетарными факторами. В числе же главных причин роста цен приводится повышение тарифов естественных монополий и удорожание продовольствия (в том числе импортного). Несколько странно в данной ситуации выглядит ремарка о том, что на нынешнюю инфляцию не оказал влияния рост цен на бензин и другое моторное топливо. Исходя из этого, остается лишь предполагать, что временной лаг влияния удорожания топлива на цены еще не выбран и его эффект впереди.

В качестве способа борьбы с растущей инфляцией правительственные экономисты предлагают прекращение повышения тарифов на электроэнергию и газ. Однако, как напоминает газета "КоммерсантЪ", "Газпром" и РАО "ЕЭС" и без того уже выбрали свою квоту повышения цен: 7,5% – "ЕЭС" и 23% – "Газпром". Что касается тарифов ЖКХ, то еще одно повышение должно состояться в середине лета, что добавит к инфляции еще не менее 1% годовых.

Кроме того, в качестве экспресс-мер в борьбе с инфляцией в докладе называется недопущение чрезмерного роста бюджетных расходов во второй половине года, быстрые расследования антимонопольных нарушений, ведущих к росту цен, расширение полномочий региональных органов, контролирующих рост цен в ЖКХ, а также проведение этой осенью "мероприятий в регионах по организации увеличения предложения продовольствия местного производства (типа продовольственных ярмарок)".

Озвученный набор говорит о том, что на данном этапе государство не в состоянии (или не желает) заниматься поэтапной ликвидацией базовых причин, лежащих в основе инфляционных процессов, а намеревается бороться лишь с их следствием. Из доклада видно, что у государства по-прежнему нет программы по развитию полноценных экономических отношений, поддержке бизнеса и развитию производств, ведущих к созданию новых рабочих мест и реальному повышению благосостояния граждан. Крайне сомнительно, что этому могут поспособствовать продовольственные ярмарки.

Не стоит забывать и еще об одном важном аспекте: страна постепенно входит в предвыборное состояние, а это значит, что все действия в экономике более или менее радикального плана неизбежно будут отложены на неопределенное время. Что бы ни говорили экономисты, но уже сейчас на первом плане окажутся действия исключительно популистского характера, а не структурные изменения. Именно этим в значительной степени и объясняется поверхностный характер предлагаемых правительством мер. Более того, есть основания полагать, что даже они будут использованы далеко не в полном объеме. Так, в прозвучавшем докладе говорится о недопущении роста бюджетных расходов во второй половине этого года. Между тем Владимир Путин уже заявлял о необходимости повышения пенсий с 1 августа. Понятно, что вряд ли кто-то в правительстве рискнет ослушаться президента, а значит, благие пожелания из правительственного доклада так и останутся пожеланиями.

Резюмируя сказанное, можно предположить, что предложенные правительством "антиинфляционные" меры определенно указывают на то, что экономика страны уже вошла в очередной предвыборный период. Это может означать лишь одно: во главу экономической политики будет вновь поставлен предвыборный популизм, а "решительные" же действия правительства на поверку будут носить исключительно "косметический" характер.

Выбор читателей