В "зоне евро" началось разложение

Эксперты призывают не поддаваться на провокации валютного рынка и не считать евро "финансовым трупом". Однако брожения в умах граждан стран-членов ЕС не прекращаются, а ностальгия по национальной валюте усиливается




В Евросоюзе кризис – это признает теперь даже руководство ЕС. Причины его очевидны. Провал конституционного проекта всколыхнул многие наболевшие проблемы европейской интеграции. Все то, что "евроэнтузиасты", окрыленные успехами на пути превращения ЕС в федерацию, старались поскорее "пролистнуть", теперь открылось и стало угрожать самой сути Евросоюза. Кстати, и провал конституции в Нидерландах во многом объясняется тем, что в свое время в этой стране "пролистнули" выяснение народного мнения по поводу введения евро. Вот теперь голландцы и отыгрались на конституции.

Но конституционный проект – это, можно сказать, блажь на фоне куда более актуальных проблем ЕС. Основные его проблемы, как выяснилось, связаны с валютой и финансами. То здесь, то там поговаривают об отказе от евро и возвращении к национальным валютам, многие страны недовольны механизмами принятия решений в ЕС, политикой, проводимой Европейским центральным банком, размером своих взносов в союзный бюджет, а также тем, как эти средства расходуются. Многие отказываются соблюдать бюджетную дисциплину, необходимую для нормального функционирования единой валютной системы.

И вот теперь, вдобавок ко всему (или лучше сказать – вследствие "всплытия" вышеперечисленных проблем), европейцы провалили союзный бюджет на 2007-2013 гг., а это посерьезнее конституционных авантюр будет. Прежде всего потому, что еще больше омрачит нелегкую судьбу европейской валюты. За всю свою недолгую историю евро еще не подвергался такой опасности, как сейчас. Политический фактор крайне неудачно наслоился на неблагоприятную экономическую конъюнктуру, грозящую ЕС стагнацией. В то время, как Федеральная резервная система США то и дело поднимает процентные ставки, ЕЦБ вынужден сохранять их на прежнем уровне в 2%; таким образом, вложения в доллар становятся более привлекательными, чем в евро.

Первой страной, отказавшейся от единой европейской валюты, может стать Италия. Недавно был создан интересный прецедент: итальянская сеть супермаркетов Tuscan начала принимать к оплате лиры наряду с евро – под лозунгом "Добро пожаловать, лира, с возвращением!". Причем, объем продаж от этого у них стал возрастать. Конечно, эту акцию можно было бы списать на очередной рекламный ход торговой сети, однако "еврофобия" в Италии пустила глубокие корни. Во-первых, показательно, что населению в лице покупателей в супермаркетах Tuscan идея возврата к лире пришлась по душе. А во-вторых, она стала частью предвыборной программы "Северной лиги" – правой партии, входящей в правительственную коалицию, и теперь о выходе из "зоны евро" всерьез говорят и в самом правительстве. "Евро зарекомендовал себя неадекватным в свете экономической рецессии, потери конкурентоспособности и кризиса безработицы", – утверждает министр социального обеспечения Италии Роберто Марони. "Разве у британской валюты – стерлинга есть проблемы из-за того, что она не связана с евро? – риторически вопрошает министр юстиции Роберто Кастелли. – Разве Дания или Швеция живут в бедности из-за того, что они находятся вне "зоны евро"?". И для обывателя такой аргументации вполне достаточно, чтобы при случае сказать "нет" европейскому валютному проекту (даже если вопрос будет стоять о конституции). Особенно учитывая то обстоятельство, что Брюссель в очередной раз грозит Италии миллиардными штрафами за нарушение бюджетной дисциплины – как то и предусмотрено условиями членства в валютном союзе. А чтобы избежать наказания, правительство будет вынуждено урезать расходы бюджета – в том числе, социальные. Понятно, что народу такие перспективы не нравятся. Опросы общественного мнения показывают, что около двух третей итальянцев имеют претензии к евро, а 27% хотели бы вернуться к лире. Есть информация, что и в Германии вопрос о выходе из "зоны евро" всерьез обсуждается на правительственном уровне.

И хотя экономист ЕЦБ Отмар Айссинг назвал возможность отказа страны от евро "экономическим самоубийством" (применительно к Италии), а глава банка Жан-Клод Трише считает слухи о распаде "зоны евро" "полной чушью", но очевидно, что подобные настроения в ЕС довольно сильны, и возникли они во многом из-за просчетов ЕЦБ. Его политика в последние годы была недостаточно гибкой, чтобы одинаково подходить как для бурно развивающейся Ирландии, так и для стагнирующей Германии или депрессивной Италии (возникает, правда, резонный вопрос – а возможна ли такая "гибкость" в принципе?).

Но даже несмотря на такое обилие неблагоприятных обстоятельств, эксперты призывают не поддаваться на провокации валютного рынка и не считать евро "финансовым трупом". Финансисты и не думают сбрасывать европейскую валюту со счетов (конечно, пока от нее не отказалась Германия), а ее нынешнее падение рассматривают как явление временное. Некоторые полагают, что достаточно скоро (в ближайшие полгода) может начаться обратный процесс: доллар будет падать, а евро немного укрепится. Все-таки финансовые проблемы есть и по ту сторону Атлантики. Это огромный бюджетный дефицит и дисбаланс во внешней торговле США (по данным за апрель с.г. он поставил рекорд – $58 млрд), которые не дадут доллару окрепнуть даже в условиях, когда евро отправлен в нокдаун.

К тому же европейская валюта подешевела (пока) не катастрофично: относительно доллара всего лишь процентов на 12. Таким образом, она вернулась примерно к тому же уровню ($1,2), с которого начинала свою биографию. И это снижение пришлось очень кстати для европейской экономики: экспорт из ЕС теперь станет более конкурентоспособным, что вселяет робкую надежду на оживление конъюнктуры и экономический подъем в Европе.

Что касается России, нельзя сказать однозначно: выгодно ли ей нынешнее падение евро или нет. С одной стороны, российским потребителям от этого хорошо: товары из Европы дешевеют, доступнее становятся путешествия в страны ЕС. Хорошо и экспортерам-сырьевикам: ведь цены на их продукцию, как правило, установлены в долларах, а значит, укрепление "зеленого" сулит им выгоду. Плохо только несырьевым отраслям российской экономики: их европейские конкуренты с падением евро получили дополнительное ценовое преимущество и теперь будут давить "отечественного производителя" как на внутреннем, так и на внешних рынках.

На государственном уровне – небольшой конфуз получился: Россия увеличила долю евро в своих валютных запасах как раз накануне его падения. Соответственно, наши резервы слегка потеряли в цене. Но в целом разлад в Евросоюзе на руку России: ей всегда было легче договариваться с отдельными странами-членами (особенно с теми, которые, как Германия, "подсели" на российские энергоносители), нежели со строптивыми бюрократами из Брюсселя. Однако это тактические соображения. Если же мыслить стратегически, то России нужна единая и сильная Европа как соперник США и противовес Китаю. И евро нужен – чтобы иметь возможность лавировать между двумя мировыми валютами.

Выбор читателей