Путин привычно опаздывает

В Кремле ищут и никак не могут найти 42-х граждан, чьи заслуги перед Отечеством особенно велики. С рассылкой приглашений в общественную палату президент опаздывает уже на неделю




Спикер Совета федерации Сергей Миронов вчера высказался за принятие модельного закона о формировании общественных палат в регионах. В некоторых общественные палаты функционируют уже не первый год, объяснил он журналистам. В других отсутствуют. "К сожалению, в регионах на сегодняшний день нет единого механизма формирования общественных палат, – переживал спикер. – Поэтому имеет смысл принять единый базовый закон".

В чем именно должен состоять смысл подобного закона, Миронов уточнять не стал. Потому что на самом деле особого смысла в подобном единообразии нет. Нужна была палата губернатору Московской области Борису Громову – он ее и создал. Дмитрию Аяцкову еще в бытность его губернатором Саратовской области собственная общественная палата, выросшая из Договора об общественном согласии (подразумевавшего прежде всего консенсус с левыми), тоже пригодилась. Ценный опыт в свое время позаимствовал полпред президента в Северо-Западном округе Виктор Черкесов: прежде всего для борьбы с опальным губернатором Санкт-Петербурга Владимиром Яковлевым. Все эти органы создавались по разным правилам и использовались в меру конкретной необходимости. Высказанная на высшем уровне идея унифицировать этот процесс может означать только одно: государство всерьез взялось за выстраивание общественности по вертикали.

Если федеральная общественная палата должна символизировать "обратную связь государства и общества" на национальном уровне, то само собой подразумевается: аналогичная связь должна работать и в регионах. Вопрос о качестве связи, впрочем, остается открытым: значительная часть наиболее активных представителей так называемого "гражданского общества" испытывает вполне объяснимый скепсис по поводу перспектив нового общественного органа.

Впрочем, похоже, что и в Кремле столкнулись с непредвиденными трудностями: с рассылкой приглашений самым заслуженным членам общества (напомним, 42 самых-самых должны составить основу ОП по личному приглашению главы государства) президент опаздывает уже на неделю. По закону, инициированному им же, Владимир Путин должен был определиться с кандидатурами "назначенцев" в течение 30 дней с момента вступления закона об общественной палате в силу. Однако медлит. И тем самым демонстрирует подлинную суть проблем современной власти: "диктатура закона" не писана для тех, кто эти законы сочиняет.

Вот и с представлением кандидатур на должности губернаторов президент стал опаздывать. Хотя там тоже сроки установлены, и тоже законом. Кадровую проблему в Нижнем, слава богу, закрыли Валерием Шанцевым. Однако теперь на очереди Иркутск, где тоже истекают полномочия губернатора, а президент снова медлит.

Утешает только одно: если в регионах, теряя ориентацию на лидера, начинают сильно переживать и даже жалобы на президента писать прокурору, то отсутствие организованной по вертикали общественности политическим кризисом стране не грозит. Тем не менее, публика пребывает в напряжении: перспектива приблизиться к власти возбуждает амбиции и будоражит воображение многих граждан, имеющих "особые заслуги" перед государством. Поэтому, когда в середине этой недели представителей общественности, уже имеющей доступ в Кремль в качестве членов консультативных советов при президенте, пригласили туда поговорить про общественную палату, многие вздохнули с облегчением. Вот сейчас позовут.

Как выяснилось – преждевременно. Позвать-то позвали, но оказалось – президенту надо было всего лишь обсудить общие принципы формирования общественной палаты. Триста кандидатур у него уже "на карандаше", но окончательного выбора он сделать еще не может. В конце концов, в законе также сказано, что выбор президент делает по результатам консультаций с общественностью. Ну вот, теперь можно считать, что консультации состоялись.

Хотя конкретных кандидатов ни обсуждать, ни даже называть Владимир путин не стал. Предварительные списки засекречены, как национальный ядерный арсенал. Это уже само по себе в достаточной степени характеризует стиль работы Кремля с общественностью.

В свою очередь, стиль обсуждения "общих принципов" дает представление о характере работы будущей палаты. Основную часть времени, отведенного на общение с главой государства, уважаемые эксперты потратили, доказывая президенту, что он собирается создать совершенно замечательный орган. И как замечательно, что у общества будет теперь механизм влияния на власть! И вообще беспрецедентный инструмент демократии! Про то, что основным механизмом подобного влияния, по идее, должны быть свободные демократические выборы, никто почему-то не вспомнил.

Выбор читателей