Тимошенко нашла способ быть в тонусе

Премьер-министр Украины сделала заявление, в котором признала, что в стране нет единой консолидированной оппозиции и ее лидера, способного ясно и четко ставить задачи и вести людей за собой




Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко сделала заявление, в котором признала, что в стране нет единой консолидированной оппозиции и ее лидера, который был бы в состоянии ясно и четко ставить задачи и вести людей за собой. Она объяснила, что отсутствие такой системной оппозиции является проблемой для Украины, поскольку власть должна подвергаться критике, чтобы постоянно пребывать "в политическом тонусе". Тимошенко добавила, что правительство приступило к подготовке закона, который будет регламентировать отношения оппозиции и власти. По словам премьер-министра, оппозиции будет передана "часть власти", например, функция контроля за действиями государственных структур.

Это заявление премьера следует рассматривать в непростом политическом контексте, сложившемся на Украине за последние недели. Вопрос о том, какой должна быть представительская власть, недавно поднял и Виктор Ющенко, выступая на Майдане Незалежности с обращением к нации по поводу празднования годовщины независимости Украины. Украинский президент призвал Верховную раду увеличить проходной барьер для партий и блоков, стремящихся пройти в парламент. По словам Ющенко, это необходимо для того, чтобы получить "действительно представительскую власть, а не клуб владельцев политических партий". Ющенко добавил, что таким образом Украина обретет эффективный парламент, способный отражать интересы всех граждан. Новый высший орган законодательной власти будет гарантией того, что станет невозможным возвращение к прежней политической системе, из-за исчерпанности которой произошли массовые акции протеста осенью прошлого года.

Совершенно очевидно, что Тимошенко и Ющенко хотели бы получить лояльный им парламент. Тем более, что Украина может и вовсе стать парламентской республикой. Но также очевидно и то, что союз Ющенко и Тимошенко не вечен. Многие украинские эксперты считают, что они не сумеют сформировать единый блок для участия в парламентских выборах, а, стало быть, их интересы не совпадают, или, по меньшей мере, совпадают не вполне. Дело в том, что в случае своей отставки Тимошенко могла бы консолидировать вокруг себя крупные оппозиционные силы и возглавить оппозицию. Пока неясны контуры закона об оппозиции, который инициировала Тимошенко, однако можно с уверенностью сказать, что этот закон готовится не для совершенствования политической конструкции власти на Украине, а для удобства тех сил, которые инициируют разработку этого закона.

Между тем председатель Верховной рады Украины Владимир Литвин не поддержал президентскую инициативу. Он заявил, что с рассмотрением этого предложения Ющенко спешить не следует – ведь для его осуществления необходимо внести поправки в закон о выборах, в частности, отменить статью закона, запрещающего вносить в него какие-либо изменения. Одновременно многие депутаты Верховной рады выступили с одобрением позиции Ющенко, что заставило аналитиков сделать следующий прогноз – у Ющенко есть неплохие шансы изменить проходной барьер в Верховную раду и тем самым изменить конфигурацию оппозиционных сил.

По-своему отреагировал на речь Ющенко глава МВД Юрий Луценко, уже давно занимающийся "разборками" с украинской оппозицией. Дело в том, что Ющенко в своем выступлении, помимо прочего, заявил о намерении властей покончить с преступностью и коррупцией. Вот тут-то глава МИД и объявил, что "после оглашения новых инициатив президента милиция будет готова к следующему этапу своей деятельности – карательному".

По сообщению газеты "Известия", "силовик" уже не в первый раз поражает окружающих своими потрясающими инициативами. Недавно он пообещал создать что-то вроде народных трибуналов, которые будут рассматривать дела сторонников бывшего президента Украины Леонида Кучмы и его окружения. Луценко объявил, что следовало бы предать законному суду более ста человек, виновных в серьезных преступлениях, которыми запятнал себя режим Кучмы. Однако среди этих людей много депутатов, пользующихся иммунитетом – то есть не подлежащих судебному преследованию. Поэтому глава МВД предложил действовать в обход закона: "Все подозреваемые будут названы обществу, и на Украине впервые состоится народный суд - люди сами примут решение, кому давать неприкосновенность под куполом Верховной рады, а кого оставить под ответственность правоохранительных органов".

В тех случаях, когда юридических препятствий к преследованию оппозиционеров не имеется, Луценко действует без всякого стеснения. Правоохранительными органами задержан бывший губернатор Харьковской области, разыскиваются бывшие губернаторы Киевской и Сумской областей, бывший мэр Одессы, а также руководитель Госуправления делами президента Кучмы. МВД активно занимается и расследованием преступлений экономического порядка. Особый упор делается на выявление нарушений, допущенных зятем Кучмы Виктором Пинчуком и его партнером, самым богатым человеком на Украине - донецким бизнесменом Ринатом Ахметовым, который проходит свидетелем по пяти уголовным делам.

Спикер Верховной рады Владимир Литвин утверждает, что "сегодня тотальная государственная машина работает по тем людям, политическим силам, фракциям, которые проиграли на выборах. И этот факт необходимо признать. Повторяется политика предыдущей власти по преследованиям оппозиции". Литвин обращается к политическим силам Украины с призывом "перестать удивлять мир".

А мир действительно удивляется. Складывается ощущение, что украинские политические элиты настолько запутались в своих приоритетах, что просто не в состоянии оценивать предпринимаемые действия, выстраивать их в какие-то логические цепочки. С одной стороны, Ющенко выступает за сильный парламент, а Тимошенко призывает к созданию закона об оппозиции, который давал бы возможность критиковать власть, а с другой – уголовному преследованию и иным видам давления (не всегда законным) подвергаются их наиболее яркие политические оппоненты. С одной стороны, Ющенко говорит о создании единой украинской нации, которая не была бы разделена на Восточную и Западную Украину, а с другой – происходит насильственная "украинизация" русскоговорящего населения в Крыму, выдвигается идея пересмотреть статус Севастополя, то есть делаются шаги в прямо противоположном направлении.

Похоже, вся эта суета на украинском политическом небосклоне вытекает из двух противоположных стремлений. Одним из векторов является попытка усилить собственную власть за счет выдавливания с политического поля всех сколько-нибудь заметных оппозиционных сил, а также попытка превентивного запугивания тех, кто мог бы занять сторону оппозиции. С другой стороны, осознание лидерами Украины того факта, что их популярность резко снижается, заставляет их идти на популистские заявления.

В самом деле, рейтинг Ющенко, Тимошенко и Литвина катастрофически падает. В середине августа Киевский центр политических исследований и конфликтологии и Центр политических и социальных исследований "Социс" провели опрос населения. Согласно ему, положительные оценки деятельности Ющенко, Тимошенко и Литвина давали соответственно 42, 43 и 40% респондентов, тогда как в мае этого года результаты были намного выше - 60, 61 и 51%. Если в мае деятельность правительства одобряли 49% опрошенных, то по результатам августовского опроса довольных осталось только 30%.

В последнее время стало модным обсуждать вопрос "о доверии" или "недоверии" данным опросов, однако динамика изменения мнений респондентов не может не настораживать. А если учесть, что темпы экономического развития Украины упали более, чем в три раза, то, разумеется, власти страны должны предпринимать реальные шаги по выходу из этой ситуации. Жаль только, что шаги получаются весьма неуклюжими.

Выбор читателей