Настал День сомнительной незалежности

Страна победившей "оранжевой революции" неумолимо движется по пути, уже пройденному Россией, потому что завоеванную демократическим путем победу далеко не всегда удобно тем же способом сохранить




Вчера Украина праздновала день Независимости. Праздновала с помпой: после победы "оранжевой революции" годовщина выхода республики из "дружной семьи" советских народов, которую отмечают как национальный праздник уже 14-й раз, обрела дополнительный смысл. Не случайно украинский президент Виктор Ющенко обращался к народу непосредственно с киевского Майдана Незалежности - как в старые добрые времена. Однако содержание его выступления более чем наглядно свидетельствует: почивать на лаврах героям "оранжевой революции" пока не приходится. Политическая реформа, которая должна вступить в силу 1 января следующего года, напоминает часовой механизм, заложенный под лагерь победителей.

Напомним: реформа, запущенная еще экс-президентом Украины Леонидом Кучмой, была окончательно одобрена парламентом в конце 2004 года. И стала результатом сделки, во многом определившей победу Ющенко. Реформа реализует схему, которую пока только просчитывают российские политтехнологи, придумывающие варианты "третьего срока" для Владимира Путина: основные полномочия должны перейти от президента парламенту. По сути дела срок реального президентства Ющенко подходит к концу, а грядущие в марте парламентские выборы приобретают особое значение. Тот, кто получит контроль над парламентом, и будет обладать подлинной властью - ни для кого не секрет, что нынешний премьер Юлия Тимошенко является одним из основных претендентов на эту роль.

Но ситуация осложняется тем, что в отличие от России украинская партийная система не успела пройти соответствующую "зачистку": при наличии в стране 200 с лишним политических партий ни одна из них не может претендовать на роль "конституционного большинства". Создать нечто подобное сейчас и пытается президент Ющенко. Он предлагает премьеру Юлии Тимошенко и спикеру парламента Владимиру Литвину идти на парламентские выборы единым "оранжевым" фронтом. Не исключается, что блок возглавит лично президент - чтобы не отдать инициативу в чужие руки. "Свобода, завоеванная на Майдане, не принадлежит какой-то одной политической силе. В опросах этого года впервые за четырнадцать лет большинство граждан Украины назвали свое государство действительно независимым, " - заявил он вчера с Майдана. - "Мы сможем преодолеть все трудности. У нас хватит таланта и силы осуществить задуманное. Главное - быть едиными. Разделенные мы не можем ничего. Вместе мы можем все". И это звучало как послание прежде всего вчерашним союзникам.

Кроме того, накануне Ющенко высказался за повышение проходного барьера для партий на выборах в парламент. Сейчас этот барьер установлен на уровне 3%. Чего, как не трудно догадаться, явно не достаточно для жесткой "фильтрации" многочисленных конкурентов. Спикер нынешней Рады Литвин уже сейчас предсказывает ожесточенную дискуссию по этому поводу. И действительно, член парламентской фракции "Регионы Украины" (ее лидером остается Виктор Янукович) Тарас Черновил уже расценил предложение об изменении проходного барьера как отказ от договоренностей, заключенных при окончательном утверждении реформы. В свою очередь украинские коммунисты не сомневаются, что речь идет об "уничтожении многопартийности и переходе на двухпартийную систему", так прокомментировал происходящее лидер компартии Украины Петр Симоненко.

Действительно, по оценкам экспертов, пока даже объединенные пропрезидентские силы не набирают подавляющего большинства в будущей раде. "Вне зависимости от конфигурации блоков, провластные партии не смогут взять "контрольный пакет" голосов", - заявил вчера директор Центра социальных исследований "София" Андрей Ермолаев, принимавший участие в круглом столе "Украина 1991-2005: политическая независимость и экономическая реальность", проходившем в офисе ИА "Росбалт". По его подсчетам, на выборах в Раду блок Юлии Тимошенко, "Наша Украина" и "Батькивщина" в сумме наберут не более 40% голосов. Лево-оппозиционные партии могут рассчитывать на 15-17%, а вся остальная разрозненная оппозиция - на 20%.

Нетрудно подсчитать, что в этой ситуации разрозненная оппозиция может послужить своего рода электоральным резервом для будущей "партии власти". Тем более что создание "центристского большинства" уже после выборов (как это произошло в Госдуме РФ третьего созыва) в Верховной Раде нового образца будет сильно затруднено. Дело в том, что украинские парламентарии поспешили позаимствовать в России другой "ценный опыт", и ввели императивный мандат, который исключает перебежки депутатов из одной фракции в другую. То есть лидеры партий имеют все шансы сохранить тот политический капитал, с которым придут в Раду. Поэтому пока каждый из вчерашних союзников Ющенко подсчитывает, кто и сколько может получить в будущей Раде, попав туда самостоятельно. "Цена вопроса" в предлагаемом президентом союзе - лидерство в блоке, которое фактически и определит национального лидера.

Время для торговли пока еще есть. Еще одно удачное стечение обстоятельств: его не так много, чтобы Виктор Ющенко был обязан демонстрировать успехи в экономике. Особенно если учесть, что Россия не намерена ему в этом помогать - чем еще можно объяснять внезапный "прагматизм", обнаружившийся в наших отношениях с практически уже вчерашним партнером по ЕЭП? Впрочем, на первое время президенту Ющенко хватит и очевидно популистских шагов: он сосредоточился на борьбе с коррупцией, собственным ГАИ и другими непопулярными в народе структурами. Впрочем, наблюдатели не исключают вариант, при котором украинскому президенту вообще не понадобиться ввязываться в очередную предвыборную схватку. Для этого нужно всего лишь отменить реформу - например, инициировав в суде процесс, оспаривающий результаты голосования - благо, нарушений в процедуре утверждения очень спорного законопроекта было предостаточно. Именно поэтому оппозиция с таким пристрастием ловит малейшие признаки "отказа от договоренностей": в любом случае это будет означать, что страна "победившей оранжевой революции" неумолимо движется по пути, уже пройденному Россией. Потому что завоеванную демократическим путем победу далеко не всегда удобно тем же способом сохранить.

Выбор читателей