Тимошенко не спешит на обочину

Еще вчера украинский премьер заявляла о том, что не исключена отставка правительства. Ющенко весь день призывал соратников не скандалить, однако политики не вняли своему президенту




Вчера Юлия Тимошенко заявила о том, что не исключает отставки правительства. А вице-премьер Роман Бессмертный, по данным издания "Украинская правда", предположил, что возможна отставка не только кабинета, но и всей властной команды, включая губернаторов.

Всю среду украинские информационные ресурсы напряженно следили за развитием ситуации – как известно, в понедельник отправленный в отставку госсекретарь Украины Александр Зинченко публично обвинил членов ближайшего окружения президента (секретаря Совета национальной безопасности и обороны Петра Порошенко, первого помощника президента Александра Третьякова и лидера парламентской фракции партии "Наша Украина" Николая Мартыненко) в авантюризме, коррупции и желании перетянуть на себя функции Кабинета министров. В связи с разгоревшимся политическим скандалом Ющенко вынужден был собрать соратников на тайное совещание, результатом которого, по мнению наблюдателей, могли стать громкие отставки в высших эшелонах украинской власти.

После отставки Зинченко наблюдатели не исключали того, что следом уйдет Тимошенко. Кстати, парламентская фракция "Блок Юлии Тимошенко" (БЮТ) была едва ли не единственной политической структурой, предложившей свое покровительство отставнику, впавшему в немилость обвиненных им в коррупции представителей украинского истеблишмента, да и самого Виктора Ющенко, воспринявшего нападки на своих соратников как личное оскорбление. Впрочем, оппонент премьер-министра Петр Порошенко также не исключал своей отставки. "Конфликт состоит в том, что президент Ющенко, который очень осторожно относится к политической активности Тимошенко, фактически выдвинул теневого параллельного премьера, ее давнего оппонента Петра Порошенко, – пояснил в комментарии "Yтру" заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Любой премьер рассчитывает на определенную свободу, а здесь влияние премьера на принятие ключевых решений оказалось резко ограничено. Что касается взаимоотношений Тимошенко и Зинченко, то Тимошенко, как опытный политик, смогла ранее заключить очень выгодный, важный для нее аппаратный союз с Зинченко, человеком из совершенно другой среды, который пришел в тогдашнюю украинскую оппозицию из власти, из числа сторонников Медведчука, с "другой стороны баррикад". Когда Тимошенко смогла с ним договориться, у нее возросли возможности вести аппаратную борьбу с Порошенко. И тут президент увольняет Зинченко, ее ключевого союзника в системе власти. Соответственно, значение Порошенко резко возрастает. Все это способно побудить Тимошенко к отставке, хотя, повторю, этот вариант для нее очень невыгоден, нежелателен, она хотела бы совместить плюсы пребывания у власти и одновременно популистскую антиолигархическую кампанию, которую проводит. Но в условиях, когда она является премьером, а не президентом, это делать очень сложно: Тимошенко неизбежно сталкивается с другими интересами, в данном случае с интересами президента и Петра Порошенко".

По словам Макаркина, для Юлии Тимошенко уход в отставку – очень серьезное принципиальное решение. "Вопрос в том, в каком качестве она пойдет на парламентские выборы: как премьер-министр, обладающий административным ресурсом и значительно большим влиянием в элитах, чем обычный политик, или как оппозиционер, политический трибун антиолигархического типа, который будет критиковать уже и президента, и нового премьера, и ориентироваться на протестные голоса. Перед ней стоит такой выбор. Исходя из украинских реалий, можно судить, что для нее выгоднее оставаться во власти, потому что это дает большое количество возможностей для ее избирательной кампании. У Тимошенко неоднократно была возможность уйти в отставку, но она никак не уходила. Но теперь проблема в том, что конфликт зашел слишком далеко", – считает политолог.

Вообще романтический период "оранжевой революции" закончился еще весной, когда впервые обнажились очень серьезные противоречия между различными участниками президентского окружения. "Но такие процессы происходили во многих странах. Достаточно вспомнить, что у нас в августе 1991 г. Ельцин и Руцкой стояли рядом, а уже вскоре стали непримиримыми оппонентами. Мы знаем, к чему это все привело... Так что в нынешней ситуации ничего неожиданного не происходит, было бы странно, если бы на Украине сохранялась революционная идиллия", – считает Алексей Макаркин. По его словам, проблема на Украине немного в другом: "В Польше или Югославии, например, конфликты между революционерами все-таки имели в первую очередь принципиальный характер. Борьба шла между сторонниками радикальных реформ и умеренными политическими силами. Такое разделение прошло в очень многих странах. На Украине, несмотря на антиолигархическую риторику, в основном речь идет о разделе власти собственности – в общем, о тех вещах, о которых больше принято рассуждать в странах СНГ". По словам политолога, тот факт, что основная полемика идет вокруг аппаратных материй, вокруг того, кто получит властные рычаги и возможность "рулить" экономикой, а принципиальные расхождения между участниками этой борьбы "если и имеются, то очень тщательно отодвинуты на второй или даже пятнадцатый план", свидетельствует о том, что "идеологическая составляющая здесь очень слабая, а характер подходов к принципиальным вопросам – очень относителен". "По сути дела, идет драка за власть", – резюмировал Макаркин.

В течение вчерашнего дня поступала противоречивая информация о событиях: по одним данным, Тимошенко, отменив визит в Польшу, с Yтра отправилась на ковер к Ющенко, после чего написала заявление об отставке; по другим, экстренное заседание Кабмина Украины с участием президента было отложено, премьер-министр сказала, что поехала к главе государства, а на самом деле не посещала Виктора Ющенко. Так или иначе, наблюдатели предсказывали вчера несколько возможных сценариев: отставку или самоотставку всего правительства, а также возможные кадровые изменения как в правительстве, так и в других аппаратах.

Позже стало известно: президент провел-таки совещание с участием нового госсекретаря Украины Олега Рыбачука, Юлии Тимошенко, секретаря СНБОУ Петра Порошенко, а также нескольких правительственных чиновников. Ющенко еще раз повторил свой тезис о том, что согласованность работы команды различных ветвей власти – важнейшая составляющая нормального функционирования самой власти, и констатировал: личностные конфликты некоторых членов команды уже привели к серьезным политическим последствиям и "причинили серьезный ущерб не только репутации команды, но и имиджу государства". Ответственность за это украинский президент возложил "на каждого", потребовал прекратить выяснять отношения – "нужно работать на страну", и пообещал, что в самое ближайшее время он примет ряд важнейших кадровых решений.

Увольнять Юлию Тимошенко сейчас Виктору Ющенко невыгодно, считает Алексей Макаркин. "Конечно, для его имиджа выгоднее сохранять иллюзию того, что вся команда в сборе – дескать, заменили госсекретаря, и все. Но для него также выгоднее максимально ослабить Тимошенко, очень резко снизить степень ее самостоятельности посредством смещения госсекретаря, который стал ее аппаратным союзником, посредством усилений позиций Порошенко, который является ее аппаратным оппонентом. У Тимошенко есть выбор: остаться ослабленным премьер-министром со значительно меньшими возможностями и фактически признать свое поражение в этом раунде борьбы, или уйти, но при этом потерять возможности для административного ресурса во время парламентских выборов, которые состоятся в следующем году", – сказал аналитик.

Украинские политики, разумеется, вчера активно комментировали происходящее. Лидер Народно-демократической партии Валерий Пустовойтенко посоветовал Виктору Ющенко "всех выгнать на улицу, потому что это позор на всю страну", отметив, что принятие адекватного решения по урегулированию политического кризиса на Украине – "вопрос политического мужества" президента. Лидер фракции Социал-демократической партии (объединенной) в Верховной раде Леонид Кравчук обвинил новую власть в недееспособности. Выступая в среду в парламенте, он заявил: "За 8 месяцев правления система управления страной фактически уничтожена, кадровая политика доведена до "оранжевого" абсурда, управленческий хаос сегодня становится определяющим в управлении всеми сферами жизни. Новая власть создала столько проблем в международной политике, демонстрируя амбиции перед Россией и претендуя на роль "учителей демократии", что этого также хватило бы надолго". Ющенко же, создав несколько центров власти, "стал заложником ситуации: он не правит – им правят" и превратился "из лидера наций в менеджера, рекламный щит, прикрываясь которым, героические революционеры носят себе мед чистыми руками".

Алексей Макаркин выразил сомнение в том, что нынешнее противостояние способно породить очередную революционную ситуацию на Украине: "Не думаю. Лимит революций на Украине исчерпан. И Тимошенко, и Ющенко рассчитывают на европейскую интеграцию Украины, для них это принципиальный вопрос. В Европе просто не поймут, если там начнется еще какая-то революция. Поэтому я думаю, что в наихудшем случае для "оранжевых" революционеров, если Тимошенко уйдет в отставку, основные фигуры этой власти будут критиковать друг друга в ходе парламентской кампании. Тимошенко – уже в качестве оппозиционера. Это вариант, который они хотели бы обойти. Но даже в этом случае все будет в рамках парламентской кампании и законных процедур".

Вопрос о том, согласится ли Тимошенко и дальше оставаться при Ющенко на условиях ослабленного премьера, пока открыт. "Ждать осталось недолго, все решится очень быстро", – резюмировал Алексей Макаркин.

В среду в 23:00 пресс-служба президента Украины сообщила, что не располагает сведениями об отставке Юлии Тимошенко. Решение о кадровых изменениях, как ожидается, Виктор Ющенко объявит в четверг Yтром в интервью телевизионным каналам.

Выбор читателей