Немцы вымрут несчастными, но богатыми

При сохранении демографических тенденций к 2050 г. в ФРГ останется 68,5 млн жителей из нынешних 82 миллионов. При этом каждый работающий будет вынужден кормить нескольких пенсионеров




Европейцы получили возможность наблюдать, по выражению берлинской Tagesspiegel, "редкостный спектакль", сюжет которого состоит в том, что Германию раздирают противоречия. "Немцы хотят реформ, но боятся будущего. В Германии прошли парламентские выборы, но нет победителей", – пишет газета.

Однако в самой Германии этот спектакль восторга не вызывает. Мало того, что непонятно, кто же будет канцлером. Совершенно непонятно также, что теперь будет с экономикой страны, только-только начавшей подавать слабые признаки выздоровления. Так, если в I квартале с.г. ВВП Германии уменьшился на 0,3%, во II – был, по предварительным оценкам, на нулевом уровне, то, согласно недавнему докладу Министерства финансов ФРГ, в III квартале наблюдалось оживление экономики, так что ВВП должен получиться со знаком "плюс". Но что ждет страну после выборов? И какую политику будет проводить новый (или старый) канцлер?

Эксперты уже отметили несколько неблагоприятных моментов. Во-первых, давно ожидаемый рост потребительской активности, по всей видимости, опять откладывается. Тут, конечно, виновата не только выборная неразбериха, но и цены на нефть. Во-вторых, сразу после объявления итогов выборов был отмечен отток инвестиций из немецкой экономики. Инвесторов спугнул не риск политической нестабильности (все-таки Германию принято считать в этом смысле довольно надежной страной), а перспектива дальнейшего отсутствия экономических реформ. Не секрет, что большинство представителей бизнес-элиты ФРГ ставили в этих выборах на ХДС/ХСС во главе с Ангелой Меркель, с победой которой связывались их надежды на решительное реформирование экономической системы страны. Теперь же Германии светит некая новая, возможно, достаточно широкая коалиция, которая неизбежно урежет мандат правительства на проведение реформ. Наконец, выборы показали деловым кругам, что германское общество, хотя и желает определенных перемен в экономической жизни (например, снижения налогового бремени, уменьшения безработицы), но, в общем-то, не столь уж активно поддерживает саму идею предлагаемых кардинальных реформ. Ведь они неизбежно будут означать демонтаж социального государства и крен в сторону свободного рынка. В этом противоречии желаний, очевидно, и заключается главная причина выборного тупика, в котором оказалась страна.

Действительно, перед немецким обществом стоял (и теперь стоит) непростой выбор. С одной стороны, в ФРГ огромная налоговая нагрузка на бизнес, да и на все доходы вообще: почти вдвое больше, чем в ряде стран с более либеральной экономикой. Это, разумеется, не способствует росту деловой активности и созданию новых рабочих мест в стране. Но с другой стороны, в Германии, как и в других государствах континентальной Европы, ситуация с бедностью и социальным обеспечением гораздо лучше, чем в либеральных США или Великобритании. Здесь не столь заметный в среднем разрыв между богатыми и бедными. Так, удельный вес населения ФРГ, получающего доходы ниже 60% среднего дохода по стране, находится примерно на уровне 13%, тогда как в Великобритании – порядка 22%, в США – 24%. А удельный вес социальных расходов в бюджете, соответственно, обратно пропорционален этим цифрам: в Германии – 27%, в США – 14%. Однако наиболее показательна в этом смысле забота государства о безработных. Если в ФРГ безработный получает пособие, равное 2/3 от средней зарплаты по стране, то в Великобритании – всего 1/3, а в США – вообще не более 6%. Эксперты нередко указывают, что такая ситуация является одной из причин высокого уровня безработицы: 12,7% экономически активных немцев не работают. Да и зачем им это надо, если государство их и так неплохо кормит? Но ведь такие настроения, в свою очередь, еще усиливают застойные тенденции в экономике страны...

Нельзя сбрасывать со счетов и угрожающую демографическую ситуацию: население Германии неуклонно стареет. Как показывает статистика, уровень рождаемости у немцев самый низкий в Европе, количество деторождений за период с 1960 по 2004 гг. сократилось вдвое. А социологические исследования показывают, что все меньшее число молодых немцев хотело бы обзаводиться потомством: процент мужчин, прошедших добровольную стерилизацию, увеличился с 1992 по 2000 гг. в 6 раз. При сохранении демографических тенденций к 2050 г. в ФРГ останется 68,5 млн жителей из нынешних 82 миллионов. При этом каждый работающий будет вынужден кормить нескольких пенсионеров. Сохранение "социального государства" при таких раскладах станет невозможным в принципе, а германский экономический "локомотив" окажется в музее (если его, конечно, не отремонтируют гастарбайтеры).

Пока же этот локомотив просто немного забуксовал и никак не может выбрать себе кочегара. Однако, пользуясь таким случаем, против него уже вовсю плетут интриги в европейском эшелоне. Дело в том, что уже 4-й год подряд Германия не укладывается в нормативы бюджетного дефицита, предусмотренные Европейским валютным союзом: 3% от ВВП страны. Печально знаменитый Пакт стабильности, призванный обеспечивать стабильность евро, по идее, должен сурово карать за такие нарушения.

На днях Евростат обнародовал свой прогноз, согласно которому дефицит казны ФРГ в этом году составит 4% от ее ВВП. Все это грозит Берлину крупным штрафом, который Европейская комиссия, по идее, должна была взыскать еще пару лет назад. Впервые предупреждение Германии было вынесено в 2002 г., а в 2003-м ее вместе с Францией почти уже оштрафовали, да европейский Совет министров помешал. Затем, уже в 2004 г., в дело вмешался Европейский суд признав незаконным "прощение" Советом злостных нарушителей бюджетной дисциплины. Но тут уже Комиссия (при новом руководителе Ж.Баррозу) пошла на попятную: она приостановила тяжбу (начатую Р.Проди), приняв во внимание клятвенное обещание Парижа и Берлина следовать курсом жесткой экономии бюджетных средств.

А в марте этого года было принято послабление правил Пакта стабильности, которое позволило ФРГ исключить расходы по объединению с Восточной Германией из общих показателей бюджета, что, по идее, должно было нормализовать ситуацию с дефицитом. Однако, похоже, и это не помогло: дефицит не уменьшается, а, напротив, растет. На недавней (сентябрьской) неформальной встрече министров финансов стран ЕС в Манчестере прозвучало предупреждение о возможном возобновлении штрафного процесса против Германии, а теперь Евростат своим прогнозом подлил масла в огонь.

В общем, новый канцлер, кем бы он ни был, начнет свою деятельность с разгребания большого вороха проблем экономического характера. Возможно, ему будет при этом просто не до реформ. Хотя – неизвестно, есть ли у Германии другой путь оздоровления экономики, кроме этих самых реформ.


Выбор читателей