Банковский кризис: все идет по плану

Чем грозит начавшаяся "перетряска" банков, россиянам хорошо известно. У многих еще свежи воспоминания о лете 2004 г., когда непродуманные слова главы ФСФМ привели к банковскому кризису




Российские правоохранительные органы разошлись не на шутку. Громкие заявления, сделанные в начале недели заместителем начальника Академии экономической безопасности МВД Андреем Городецким относительно высокой криминализации российского бизнеса и засилья в нем "грязных денег", похоже, явились своеобразной артподготовкой, предшествующей массированному наступлению, состоявшемуся в среду и четверг.

Все началось в среду с серии обысков. МВД и Генпрокуратура провели проверки в ряде российских банков, а также структур, связанных с НК "ЮКОС". Голландская полиция провела ревизию в офисе местной дочерней компании "ЮКОСа" – Yukos Finance BV. В четверг стало известно, что вся эта банковская катавасия имеет отношение к "делу "ЮКОСа", сотрудников которого подозревают в отмывании $7 млрд выручки от добычи нефти.

МВД РФ ведет расследование уголовных дел в отношении ряда крупных российских фирм и банков, связанных с отмыванием преступных средств, а Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) подозревает в отмывании денег и зарубежные банки, сообщили на совместной пресс-конференции начальник Департамента экономической безопасности МВД РФ Сергей Мещеряков и глава ФСФМ Виктор Зубков. "Речь идет об очень крупных суммах", – заявил Мещеряков. По словам Зубкова, ФСФМ ведет расследование "отмывочных схем, связанных с ТЭК, банками, драгметаллами", а также ряда дел о коррупции среди чиновников высшего ранга. Досталось от главы ФСФМ и иностранцам. "У нас есть претензии к иностранным банкам, находящимся за пределами России, но имеющим корсчета в наших банках", – заявил Виктор Зубков.

При этом ни начальник Департамента экономической безопасности МВД, ни глава ФСФМ не соизволили озвучить названия структур, подозреваемых в обозначенных нарушениях. Более того, Сергей Мещеряков поспешил назвать проведенные обыски "плановыми мероприятиями".

С одной стороны, такая "плановость" объясняется тем, что операция действительно долго планировалась, держалась в секрете и была проведена молниеносно и одновременно в отношении сразу нескольких структур. С точки зрения оперативной деятельности, это может быть оправданно. Однако правоохранителям не стоило бы забывать и о том, что на сей раз их "клиентами" оказались не бандиты или наркоторговцы, а финансовые структуры, занимающие определенное место и выполняющие определенные функции в экономическом процессе.

Чем грозит в России масштабная "перетряска" банков, рассказывать не стоит. У многих еще свежи воспоминания о лете 2004 г., когда, после лишения лицензии "Содбизнесбанка", слова все того же г-на Зубкова относительно подозрений в адрес еще нескольких финансовых учреждений спровоцировали кризис, приведший к падению ряда российских банков.

Похоже, наших финансовых разведчиков жизнь ничему не учит. Иначе достаточно трудно объяснить, зачем г-ну Зубкову и иже с ним понадобилось в точности повторять прошлогодние ошибки, стоившие россиянам так дорого. Хотя, возможно, в ФСФМ и других подобных структурах подобные действия за ошибки не считаются. У них своя правда – или, по крайней мере, представления о ней.

А может, просто пришло время нового банковского кризиса...

Выбор читателей