Европа присоединится к Союзному государству

Союзное государство России и Белоруссии – первый шаг к восстановлению единства постсоветского пространства. А когда-нибудь "в его состав войдет вся Европа", считает Павел Бородин


ФОТО: russia-today.ru



Союзное государство России и Белоруссии – первый шаг к восстановлению единства постсоветского пространства, "а потом в состав Союзного государства войдет вся Европа, где нет ни территории, ни рабочих мест, ни национальных программ". Об этом заявил вчера на презентации итогов социологического опроса "Лидеры общественного мнения о Союзном государстве" государственный секретарь СРБ Павел Бородин. По его словам, создание Союзного государства – объективный процесс, "и никуда от этого не деться". Сделано много, надо только все это оформить, убежден госсекретарь. В этом процессе он ждет помощи от законодателей. Политическая воля Владимира Путина и Александра Лукашенко "настроена на создание Союзного государства". А если кто и тормозит процесс – так это непрофессиональные чиновники, уверен Бородин.

Стороны уже практически подготовили все вопросы к заседанию Высшего Госсовета Союзного государства, которое состоится до конца нынешнего года. По словам Бородина, предметом обсуждения на заседании станут проект Конституционного акта Союзного государства, соглашения в области обеспечения равных прав граждан Беларуси и России. Речь пойдет также о единой валюте, проекте бюджета Союзного государства на 2006 г., программе проведения согласованной внешней политики, военно-техническом сотрудничестве, топливно-энергетическом балансе.

"Любое госстроительство – это рабочие места и востребованность людей", – отметил Бородин. По его словам, в настоящее время по союзным программам работает 8 тыс. российских и белорусских предприятий, на которых заняты около 300 тыс. работников. Объединение государств в рамках Европейского союза продиктовано соображениями макроэкономики, поскольку для развития тяжелого машиностроения, авиастроения и других высокотехнологичных и высокозатратных производств необходимо минимум триста миллионов потребителей, напомнил госсекретарь СРБ. Эти же макроэкономические законы "правят бал и при создании Союзного государства России и Белоруссии".

"Пора переходить к созданию единого военного командования Союзного государства, единой оборонной доктрины, единой воинской группировки на угрожаемых направлениях", – добавил один из участников социологического опроса, депутат Мосгордумы Юрий Попов. Он также высказал пожелание России "разместить отдельные виды ядерного вооружения на территории Белоруссии – если, конечно, белорусы не будут против".

Респонденты социологического опроса "Лидеры общественного мнения о Союзном государстве" – политики и государственные служащие, научная и творческая интеллигенция, журналисты и публицисты, а также бизнесмены, по словам докладчиков, отмечают значимость и целесообразность интеграционных процессов между Россией и Белоруссией. Как сообщил на презентации итогов исследования начальник департамента информации постоянного комитета Совета министров Союзного государства Павел Лысов, опрошенные считают, что процесс объединения Белоруссии и России обусловлен естественными причинами. Кстати, по данным всех соцопросов последних лет, большинство рядовых россиян и белорусов выступают за создание Союзного государства.

Презентованный опрос преследовал цель изучить представления о Союзном государстве тех групп населения, которые могут оказывать влияние на формирование общественного мнения и наиболее скептически настроенные группы населения. В период с 15 сентября по 1 ноября в Москве и Минске были опрошены по 120 представителей четырех вышеупомянутых целевых групп.

Говоря о причинах российско-белорусской интеграции, 33% респондентов полагают, что целью создания Союзного государства является консолидация белорусских и российских ресурсов для совместного решения экономических проблем, 24% называют целью решение внешнеполитических проблем. 23% видят цель в удовлетворении потребности белорусов и россиян жить в едином государстве, 7% – в реализации политических амбиций России. 5% опрошенных убеждены, что "нет цели – есть причины", и 8% назвали другие мотивы создания Союзного государства. Оценивая факторы, способствующие интеграции двух стран, 32% лидеров общественного мнения назвали наличие хозяйственных связей, сформированных за время существования СССР, 11% – политическую волю двух государств, 28% – стремление братских народов к объединению, 13% – необходимость противостоять западной экспансии на постсоветском пространстве, 10% – тенденцию глобализации, и 6% отметили другие факторы.

Среди причин, препятствующих российско-белорусской интеграции, 16% участников опроса назвали отсутствие политической воли лидеров России и Белоруссии, 11% – их здравый смысл, 25% – чрезмерные политические амбиции белорусского и 20% – российского руководства. 28% назвали иные причины.

При этом как москвичи, так и минчане убеждены в том, что от интеграции Белоруссии и России больше выиграет белорусская экономика. Говоря о том, что они понимают под союзом двух стран, 33% респондентов заявили, что Союзное государство – это прежде всего свободное передвижение людей, товаров, капитала. Для 29% союз РФ и РБ – это равные права граждан обоих государств на образование, трудоустройство, медицинское и пенсионное обеспечение, для 17% – развитие конкурентоспособных производств в обеих странах, еще 17% связывают с Союзным государством надежду на возвращение к былому могуществу Отечества, с которым считались западные и восточные соседи.

Комментируя геополитические ориентиры Союзного государства, никто из опрошенных не высказался против самой идеи интеграции, однако россияне предлагали модели, предполагающие более глубокую степень интеграции, чем белорусы. 39% лидеров общественного мнения видят такой ориентир в ЕС, 34% – в Союзе суверенных государств, 9% – в Едином федеративном государстве, 3% – в модели ФРГ, 9% - в СССР, 2% - в США, 2% – в Российской империи и 2% – в чем-то другом.

По мнению 48% опрошенных, верховная власть Союзного государства должна принадлежать коллегиальному органу – Высшему государственному совету, 24% – президенту и вице-президенту, которыми станут президенты России и Белоруссии, 23% – президенту и вице-президенту, которые будут избираться гражданами Союзного государства из числа кандидатов, не являющихся действующими президентами государств-участников. 5% предложили варианты формирования вертикали власти во главе с монархом, премьер-министром, а также выборным парламентом.

Выбор читателей