Капитан "Электрона" вынес благодарность норвежцам

Валерий Яранцев рассказал о том, как происходила знаменитая погоня. Никакой вины за собой он не признает, но и преследователей ни в чем не обвиняет


ФОТО: Первый канал



Эпопея траулера "Электрон", на несколько дней приковавшая к себе внимание всей страны, давно завершилась, ставшее в одночасье знаменитым судно бороздит уже совсем иные воды, но считать эту историю законченной все еще рано: вопрос о том, кто же такой капитан "Электрона" Валерий Яранцев – национальный герой или банальный браконьер, по-прежнему многим не дает покоя. В самом деле, встречали моряков с цветами, поздравляли с победой, а потом вдруг завели на капитана уголовное дело.

Многое до сих пор остается неясным: были ли нарушения международных норм добычи рыбы, почему инспекторы норвежской рыбоохраны остались на борту нашего судна, откуда взялась сеть, в которой запутался другой российский траулер, пришедший на помощь "Электрону"...

Накануне Яранцев, который все еще не может до конца оправиться после той знаменитой гонки, дал интервью мурманскому региональному телеканалу ТВ-21 и рассказал о том, как все это было. По словам капитана, решение не подчиняться требованиям норвежской береговой охраны было принято им лично. "Мы вышли в море не для того, чтобы кого-то захватывать, мы вышли для того, чтобы поймать рыбу и заработать. Экипаж был 28 человек, – говорит Яранцев. – Как такового задержания не было, было предложение следовать в порт Тромсе для разбирательства и предложение сотрудничать". Российские рыболовные суда никогда прежде не подвергались аресту в том районе, где "Электрон" вел добычу, подчеркивает он. У этой зоны особый статус, и Россия не признает правил, которые норвежцы пытаются установить здесь в одностороннем порядке.

Яранцев говорит, что приказ развернуть траулер в сторону российских территориальных вод был отдан лично им: "Решение было мое – повернуть. Повернули мы как в кино, заменили флаг: у нас был старенький флаг, заменили его на новый российский флаг".

По словам капитана, он не раз предлагал двум инспекторам норвежской рыбоохраны, поднявшимся на борт "Электрона", покинуть судно. "С самого начала я предлагал им покинуть судно, спрашивал, когда они покинут судно, и говорил, что они могут его покинуть, когда захотят. В ответ мне повторялось одно и то же: чтобы мы следовали в порт Тромсе и что они остаются на борту". Но зла на норвежцев Яранцев не держит: "Мое понимание: они делали свою работу, я – свою".

Он уточнил, что во время погони были два момента, когда траулер мог быть остановлен. "Нас могли остановить, когда два норвежских военных судна заводили с кормы трос, и если бы не было траулера "Арлашкина" рядом, мы бы намотали трос на винт и потеряли бы ход". Вторым моментом капитан назвал ситуацию, когда, как ему показалось, с самолета норвежской береговой охраны стали сбрасывать зажигательные бомбы. "Я говорил, что я не военный человек, но я понимаю, что если в воде происходит взрывчик и на воде горит огонь полтора метра в диаметре, дым и запах сгоревшего керосина – это бомба, а не осветительная ракета, – настаивает Яранцев. – Если бы это попало на судно, там нечем было бы его тушить".

Тем не менее, Яранцев благодарен командиру норвежского сторожевика, который неотступно преследовал траулер до самого Мурманска: "Спасибо командиру "Тромсе" за выдержку. Ему приказывали с берега, на него давили – стреляй, а он не стрелял".

Валерий Яранцев по-прежнему находится под следствием. Мурманская областная прокуратура, возбудившая против него уголовное дело, обвиняет его в противозаконном удержании на борту судна норвежских инспекторов и нарушении правил добычи рыбы. Однако, как считает адвокат Яранцева Владимир Семенюк, состав преступления отсутствует. Неделю назад состоялся первый допрос капитана, но о его подробностях ничего не известно.

На днях представители прокуратуры допросили также членов экипажа "Электрона". С некоторыми из них пришлось встречаться в отдаленном портопункте Териберка, куда траулер заходил на несколько дней из района промысла для сдачи очередного улова.

Выбор читателей