Чеченская спецоперация федерального центра

Похоже, что в стремлении угодить чеченским парламентариям Кремль готов пойти на любые уступки – вплоть до того, чтобы разрешить руководству Чечни распоряжаться нефтяными запасами, имеющимися в республике


ФОТО: AP



Российские власти с маниакальной настойчивостью стремятся продемонстрировать, что обстановка в Чечне находится под абсолютным контролем федерального центра. Высказывания официальных лиц и статьи в средствах массовой информации призваны показать, что в республике налаживается мирная жизнь, вылазки боевиков становятся все более редкими, а местные правоохранители успешно подавляют активность редких бандитских группировок, опираясь на поддержку армейских частей, базирующихся на Северном Кавказе, и милицейских отрядов, прибывающих в Чечню для оказания помощи в борьбе с террором. Ну а после недавних выборов в парламент в республике завершено восстановление всех политических институтов, и теперь жители Чечни могут решать задачи по совершенствованию социально-экономических отношений на основе принципов демократии.

Формированию парламента Чечни российское руководство придавало особое значение, что подтверждается участием Владимира Путина в его первом заседании, проходившем 12 декабря. В своем коротком выступлении российский президент напомнил, что в начале 90-х годов, на фоне развала экономики и распада существовавшей социальной системы, в России возникла проблема сепаратизма, актуальная "не только на Северном Кавказе, и не только в Чечне, но и во многих других регионах нашей большой страны". Некоторые представители народа Чечни, пострадавшего в годы репрессий и пережившего депортацию в Сибирь и Казахстан, поддались на пропаганду деструктивных сил, которые "воспользовались этими проблемами прошлого, присвоили себе право говорить от имени всего чеченского народа". Люди, призывавшие к отделению Чечни от России, использовали также религиозный фактор, несмотря на то, что "Россия всегда была самым верным, надежным и последовательным защитником интересов исламского мира... Разрушая Россию, эти люди разрушают одну из основных опор исламского мира в борьбе за их права на международной арене". Результатом этих действий стала, по мнению Путина, "фактическая оккупация вооруженными бандформированиями и наемниками из-за рубежа чеченской территории", что принесло на чеченскую землю нищету и разруху. В своем выступлении глава государства умудрился не сказать ни единого слова про действия федеральных сил, которые были введены в Чечню в целях "восстановления конституционного порядка", зато охарактеризовал собравшихся членов парламента как людей, осознавших, что сепаратизм ведет в тупик, и принявших "мужественное решение, единственное возможное решение: быть свободными, независимыми и процветать можно только вместе со свободной и процветающей Россией". Ну а для того, чтобы добиться процветания, следует решать практические задачи, которые стоят перед республикой: бороться с теми, кто не сложил оружие, и строить демократическое общество, в котором признается верховенство закона. Путин заявил: "Те, кто занимается противоправной деятельностью, от кого бы она ни исходила – от местных органов, от федеральных органов, – должны быть найдены и наказаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации". Другой комплекс проблем, стоящих перед чеченским народом, заключается в необходимости решения социально-экономических вопросов. Путин призвал к восстановлению сельского хозяйства, строительной индустрии, нефте- и газодобычи, а также переработки нефтепродуктов. Но в первую очередь, необходимо "приступить к работе по восстановлению столицы Чеченской Республики", на что федеральный центр выделит средства.

Эта речь очень понравилась парламентариям, которые неоднократно прерывали ее несмолкаемыми аплодисментами. Президент Чечни Алу Алханов поблагодарил Путина "за уважение к чеченскому народу и за то, что президент смог прибыть на открытие парламента", а также сообщил, что руководство Чечни, не дожидаясь бюджетных средств, приступило к восстановлению центральной части Грозного. Пробыв в здании парламента немногим более получаса и пообщавшись с Алхановым и и.о. премьера Рамзаном Кадыровым, Путин отбыл в Малайзию, где примет участие в саммите лидеров Ассоциации государств Юго-Восточной Азии.

Блиц-визит президента в Чечню призван создать у сторонних наблюдателей впечатление, будто ситуация в республике развивается в соответствии с ожиданиями федерального центра. Эдакая идиллическая картина: президент России приезжает в самую горячую точку Северного Кавказа для участия в работе недавно избранного парламента, которому предстоит заниматься восстановлением нормальной жизни в республике. Однако при более внимательном взгляде эта PR-акция вызывает не восхищение, а скорее недоумение. В самом деле, о поездке Путина стало известно уже после его отлета из Чечни. Здание, в котором проходило заседание парламента, было оцеплено несколькими кордонами, для его охраны была подтянута боевая техника. Путин прилетел к парламентариям на армейском транспортном вертолете в сопровождении нескольких вертолетов огневой поддержки. Все это означает, что для поездки в северо-кавказский регион следует предпринимать беспрецедентные меры безопасности. Таким образом, за то время, что президент находится на своем посту, справиться с террористами, свободно перемещающимися по территории региона, не удалось. Ну а если проанализировать речь Путина перед парламентариями, то следует отметить, что президент едва ли не заискивал перед своими собеседниками, объясняя им, почему чеченский народ поддался на провокации бандитов, но затем, в лице собравшихся, осознал ошибочность своего выбора, одумался и выбрал союз с Россией в качестве единственного верного пути к процветанию. Путин даже не упомянул о том, что федеральный центр фактически воевал с Чечней, зато пообещал выделить деньги на восстановление Грозного, разрушенного в результате бомбежек и танковых атак федеральных сил.

Похоже, что в стремлении угодить чеченским парламентариям Кремль готов пойти на любые уступки – вплоть до того, чтобы разрешить руководству Чечни распоряжаться нефтяными запасами, имеющимися в республике. Именно так можно расценивать слова Путина о том, что роль федерального центра в восстановлении и развитии экономики Чечни состоит в том, "чтобы не мешать, а поддерживать и помогать". Интересно, что Кремль пообещает Кадырову и Алханову, когда они выступят с новыми требованиями, угрожая отделиться от России, если их обращение будет отвергнуто?

Выбор читателей