Уран обзавелся новыми спутниками

Американские ученые получили и проанализировали снимки космического телескопа Hubble, на которых отчетливо видны два ранее не зафиксированных спутника и два тусклых кольца, окружающих Уран

ФОТО: NАSА

Ученые, изучающие космос и то, что с ним связано, в последние годы продвигаются в своих исследованиях в буквальном смысле все дальше. Так, совсем недавно вблизи Плутона, самой дальней от Земли планеты, была обнаружена Солнечная мини-система. А сегодня стало известно о том, что американцы открыли новые спутники Урана, седьмой по удаленности от Солнца планеты.

Как сообщает частный американский Институт по поиску внеземной жизни (SETI Institute), наличие двух ранее неизвестных лун у этой планеты показали снимки, сделанные космическим телескопом Hubble, который в скором времени может прекратить свою работу. "На снимках с телескопа Hubble видны две ранее неизвестные луны и два тусклых кольца, окружающих планету, - говорится в распространенном заявлении. - Они вращаются вокруг Урана по орбите, в два раза превышающей радиус основных его колец, на том же расстоянии, что и пылевые кольца".

Это открытие было сделано исследователем SETI Institute Марком Шоуалтером и сотрудником исследовательского центра Ames при NASA Джеком Лиссауэром. Их отчет об обнаружении новых спутников Урана должен быть опубликован в ближайшем номере журнала Science Express. По словам Шоуалтера, первоначальной целью его исследования было изучение самой планеты и 11-ти уже известных ее колец. "Иногда находишь то, что не ищешь, - признается ученый. - Никто и не предполагал, что этот район Урана окажется интересным".

Как рассказывают ученые, самое интересное заключается в том, что на старых снимках планеты, сделанных в далеком 1986 г. космическим аппаратом Voyager-2, также достаточно отчетливо видны не зафиксированные ранее спутники, но, судя по всему, тогда на них никто не обратил внимания. Сейчас же ученые не только обнаружили новые спутники, чьи размеры сравнительно малы, но и выяснили характер их движения: оказывается, они движутся по орбите, но хаотично.

Связанных с этим колебаний массы достаточно, чтобы орбита тела стала непостоянной. "Это случайный, или хаотический, процесс, участники которого обмениваются угловым моментом и веществом", - заявил один из ученых.

Помимо обнаружения двух новых спутников и двух колец Урана, было доказано существование еще одной луны - Пердиты, которую также заснял еще Voyager-2, но которую никак не удавалось увидеть через телескоп. При этом из трех упомянутых спутников она является самой большой - ее диаметр составляет чуть больше 25 километров. Всего же, с учетом открытия, общее число лун Урана возросло до 27-ми, причем многие из них уже названы именами героев Уильяма Шекспира. Эта традиция распространилась и на новые спутники: первый получил имя Мэб (так звали королеву из монолога Меркуцио в трагедии "Ромео и Джульетта"), второй же - Купидон (древнеримский бог любви, который появляется в пьесе "Тимон Афинский").

Напомним, что Уран, достигающий в диаметре примерно 51,5 тыс. км, что в четыре раза превышает размеры Земли, находится на расстоянии 3,2 млрд км от Солнца, и дальше него расположены только Нептун и Плутон.