"Китайский дракон" окончательно сожрет российский автопром

Ради заветного выхода на мировой рынок, китайские автопроизводители будут готовы пойти на все, вплоть до серьезного улучшения качества своей продукции без особого увеличения ее цены




Абсолютная монополия АвтоВАЗа на автомобили в ценовой нише до $10 тыс. вновь под угрозой. На протяжении последних лет главной головной болью АвтоВАЗа считались узбекские и отечественные "корейцы" - это легендарные Daewoo Nexia и Matiz, а так же частично спустившийся в эту нишу Hyundai Accent российской сборки. Из европейских брендов потоптать ВАЗовскую "поляну" не прочь уже и Renault со своей бюджетной моделью Logan. Нельзя сказать, что эти машины являются последним писком современной инженерной мысли у себя на родине, более того, там они давно не выпускаются, но это ни чуть не мешает им превосходить по всем параметрам все без исключения изделия российского автопромома.

На сей раз АвтоВАЗ рискует оказаться под новым ударом. На днях генеральный дистрибьютор автомобилей из Китая - компания ИРИТО, владеющая 132 автосалонами в 52 городах России, заявила о том, что в апреле 2006 г. намерена начать продажи в РФ микролитражного автомобиля (класс "А") Hafei Brio. Машины этой марки производятся на предприятии Hafei Motor Co., Ltd., выпускающем ежегодно более 300 тыс. автомашин. Автомобили будут оснащаться двумя типами двигателей. Российским покупателям автомобиль будет предложен в нескольких комплектациях по цене от $7 990 до $9 990.

Буквально ворвавшиеся на российский рынок китайцы сегодня чувствуют себя на нем практически хозяевами. Хотя еще совсем недавно все обстояло иначе - китайские авто не могли претендовать на значительную долю рынка в России из-за низкой узнаваемости брендов и сложившегося в России представления о "китайском качестве".

Сегодня, это препятствие преодолено. Массированная и грамотно построенная маркетинговая кампания автомобилей Great Wall ("Великая Стена") позволила "раскрутить" марку и сделать ее узнаваемой практически по всей России. Китайские производители сыграли на психологии россиян, предложив им относительно современный полноприводный внедорожник и заднеприводный пикап квази-внедорожник по цене европейского автомобиля гольф-класса. Не трудно догадаться, что и у нас в стране нашлось немало желающих стать обладателями "настоящего джипа" (пусть даже и китайского) по цене средней легковушки.

В пользу того, что покорение российского авторынка китайцами состоялось, говорит тот факт, что недавно Great Wall заявила о том, что уже выбрала площадку для строительства своего завода в России. Ожидается, что производство мощностью 50 тысяч внедорожников в год будет размещено в особой экономической зоне в Татарстане. Намерение же продавать в России микролитражки Hafei Brio, потенциальный рынок которых значительно шире чем рынок внедорожников, говорит о том, что китайцы уже почувствовали, что российский рынок находится у них в кармане. Нельзя сказать, что китайские автомобили являются эталоном качества и новизны, но это в данном случае непринципиально - ценовая ниша не особо современных и качественных, но дешевых легковых автомобилей на российском рынке достаточно велика. На сегодняшний день ее продолжают удерживать отечественные производители в лице АвтоВАЗа и ГАЗа, хотя и их позиции тают с каждым днем.

После того, как вместо действительно новой и прорывной во всех отношениях модели ВАЗ, после долгих мытарств выпустил на рынок нечто непонятное и явно не соответствующее заявленной цене под названием "Калина". Не надо быть Вангой, чтобы предсказать судьбу российского автогиганта. Вряд ли его спасет и переход в государственную собственность, и обещанные огромные бюджетные инвестиции. С технической и маркетинговой точки зрения ВАЗ окончательно и безнадежно упустил свой последний шанс и спасти его не смогут ни какие финансовые вливания.. В XXI веке невозможно вести хозяйственную деятельность в лучших традициях социализма и надеяться выжить в конкурентной борьбе на столь динамичном рынке, как автомобильный. А значит, что по прошествии 5-10 лет ему, в лучшем случае, будет уготована судьба сборочного производства иностранных фирм или производителя мелкосерийной спецтехники.

На этом фоне старания китайских автопроизводителей по продвижению своей продукции на российский рынок кажутся вполне оправданными. Нет ни малейшего сомнения в том, что небогатые россияне достаточно быстро начнут менять предпочтения с некачественных и устаревших "Жигулей", в пользу так же не особо качественных, но более современных и интересных "стен" и прочей восточной экзотики.

Стоит заметить, что засилья китайских автомобилей опасаются не только в России, но и в других, гораздо более развитых странах. По этой причине различные автомобильные лобби всяческими способами пытаются дискредитировать китайские марки. Так, например, по Европе (и не только) прокатилась массированная PR-компания, целью которой является убедить западного покупателя в низком качестве и недостаточной безопасности китайских автомобилей. Многим хорошо известны обошедшие весь мир кадры краш-теста китайской машины, сопровождаемые комментариями относительно того, насколько такой автомобиль может быть опасным в случае аварии. Для помешанных (в хорошем смысле) на безопасности европейцев, подобные кадры могут стать достаточной антирекламой китайской техники.

Тем не менее, не стоит недооценивать и самих китайцев.. Ради заветного выхода на мировой рынок, автопроизводители из Поднебесной будут готовы пойти на все, вплоть до серьезного улучшения качества своей продукции без особого увеличения ее цены. Учитывая поразительную способность китайцев скупать, выкрадывать, копировать и тиражировать самые передовые технологии, не стоит сомневаться в том, что таким же образом ими будут заполучены и недостающие технологии обеспечения безопасности автомобиля... Как пример, достаточно вспомнить о том, как быстро китайцы освоили производство компьютерной, электронной и бытовой техники на довольно приличном качественном уровне. Немаловажно, что это относится не только к товарам известных мировых брендов, производимых в Китае, но и к чисто китайским маркам.

Для завершения общей картины, напомним о приводимом российскими СМИ прогнозе одного из экспертов Госсовета КНР. По его данным, к 2020 г. Китай станет крупнейшим производителем автомобилей в мире. Уже в 2004 г. в Китае было произведено 5,07 млн автомобилей. Это четвертое место в мире после США, Японии и Германии. В 2005 г. в Китае будет выпущено 6 млн автомобилей, в 2010 - 9,6-10 млн, а в 2020 - 14-15 миллионов. В последнее время самые амбициозные экономические планы Поднебесной, в большинстве случаев, сбывались и реализовывались. Так что комментарии излишни...

Выбор читателей