Длинношеее сразило ученых наповал

Травоядный динозавр, останки которого были не так давно обнаружены в песках Монголии, в буквальном смысле слова на голову опережал всех своих сородичей, ведь она отстояла у него от плеч на целых 8 метров

ФОТО: AMNH

Палеонтологи, ведущие раскопки в песках Монголии, обнаружили останки прежде неизвестного науке вида динозавров. Травоядный ящер, которого ученые уже успели окрестить неудобопроизносимым именем Erketu ellisoni, в свое время в буквальном смысле слова на голову опережал всех своих сородичей, ведь она отстояла у него от плеч на целых 8 метров. За всю историю земной фауны известно всего несколько обладателей столь длинных шей, а если еще учесть, что у этой твари на нее приходилось более трети общей длины тела, то можно смело сказать, что такой впечатляющей шеи, как у эллизона, ни у кого на свете отродясь не бывало.

Окаменелые останки допотопного чудища были найдены в пустыне Гоби в 2002 году. Находка включала в себя несколько костей ноги, части грудины и шесть позвонков продолговатой формы, каждый из которых был втрое больше буханки хлеба. Теперь американские ученые закончили анализ и описание ископаемого существа, а также воссоздание его внешнего облика.

Подобно многим людям очень высокого роста, длинношеий ящер был довольно сутул. "Многие думают, что если шея длинная, то она должна торчать вверх, как у жирафы, но несложные теоретические выкладки подсказывают, что оптимальной позой было бы держать ее почти параллельно поверхности земли", – говорит Дэниел Ксепка из нью-йоркского Музея естествознания, который вместе со своими коллегами опубликовал отчет о находке в свежем номере журнала AMNH Novitates. По мнению исследователя, верхушки самых высоких деревьев мало соблазняли эллизона, который предпочитал щипать траву и кустики у себя под ногами.

Держать на весу такую длиннющую шею было, должно быть, очень непросто. Чтобы немного облегчить животному жизнь, природа придумала пару маленьких хитростей. Ученые обнаружили в позвонках снижавшие их вес воздушные полости, а также необычную V-образную выемку. Предполагается, что по этой выемке проходила связка, которая наподобие натянутой струны добавляла всей конструкции необходимую жесткость. "На одних мышцах голову было бы не удержать", – считает Ксепка.

Ближайшими родичами неуклюжего ящера были так называемые титанозавры, входившие в род савроподов, который включал в себя диплодока и других динозавров-гигантов. Однако ни один из них не мог сравниться с эллизоном по причудливости форм тела.