Террористов в Беслане было в два раза больше

На заседании по делу руководителей Правобережного РОВД г. Беслан, обвиняемых в преступной халатности, пострадавшие при захвате школы №1 рассказали суду шокирующие подробности трагедии


ФОТО: Телекомпания "Эхо"



С момента захвата школы в г. Беслан прошло уже более полутора лет, однако за гибель нескольких сотен человек до сих пор так никто и не ответил. При этом все внимание общественности долгое время было приковано к громкому разбирательству по делу Нурпаши Кулаева, единственного оставшегося в живых боевика. Но уже сейчас не меньший интерес вызывает начавшийся лишь две недели назад процесс по делу руководителей Правобережного РОВД г. Беслан, обвиняемых в преступной халатности. Начальнику РОВД Мирославу Айдарову и его заместителям Гураму Дряеву и Таймуразу Муртазову вменяется то, что они не смогли обеспечить безопасность печально известной школы.

Вчера в Беслане состоялось очередное заседание по этому делу, на котором выступили шесть пострадавших. Они лишний раз подтвердили, что правоохранительные органы халатно отнеслись к выполнению своих прямых обязанностей. Более того, потерпевшие заявили, что в Правобережном РОВД в течение долгого времени процветала неприкрытая коррупция и что в школе №1 изначально было вдвое больше террористов, чем по данным прокуратуры, а также обвинили в организации теракта российские спецслужбы.

Так, потерпевшая Любовь Саламова, чей 14-летний внук Сергей Алкаев погиб во время захвата, сообщила суду со слов своей соседки, которая также была в заложниках, что в тот день один из террористов беседовал с кем-то по телефону и говорил собеседнику о 68 боевиках, находящихся в школе. По официальной же версии, напомним, террористов было 32 человека.

Но наибольший интерес привлекло выступление также бывшей заложницы, инспектора по делам несовершеннолетних Правобережного РОВД Фатимы Дудиевой, которая рассказала, как по приказу начальства прибыла в школу в 08:55, причем табельного оружия ей не выдали. Осмотрев все помещения на первом этаже, она вышла на улицу и вдруг услышала странный шум со стороны железной дороги, после чего побежала на второй этаж в учительскую, чтобы позвонить начальникам РОВД. Но в кабинете Фатиму ударили сзади по голове прикладом, и она потеряла сознание. Уже в спортзале она заметила, что боевики, приходящие с улицы, здоровались с теми, кто спустился со второго этажа, на основе чего она сделала вывод, что часть террористов находилась в школе еще до захвата. "Я никогда не забуду лица тех, кто меня лично захватывал, – сказала Дудиева. – И тех, кто минировал школу. Но этих людей потом среди террористов не было. И среди убитых их тоже не оказалось".

Кроме того, она рассказала, что 2 сентября боевики листали свежий номер газеты "Северная Осетия", датированный именно этим днем. "Это значит, что они имели сообщников снаружи, с которыми могли общаться", – заявила Дудиева. Вообще же, по ее словам, в Правобережный РОВД еще за неделю до теракта приходили четыре телетайпа из МВД республики, в которых, кроме последнего, говорилось о готовящемся теракте и необходимости привести все подразделения милиции в полную боевую готовность, а также взять под особый контроль все здания государственных и силовых структур, что и было сделано. В четвертом же телетайпе, датированном 30 августа, содержался приказ о немедленном подведении под усиленную охрану всех социально-значимых объектов, в том числе и школ. Однако в Беслане он был получен лишь 6 сентября.

Говоря об обвиняемых, Дудиева отметила, что, будучи сотрудником милиции, прекрасно знает ситуацию изнутри: по ее словам, Таймураз Муртазов выстроил в районном отделе милиции систему коррупции. "У нас можно было устроиться только за деньги, – сказала она. – Не райотдел был, а коммерческий ларек! Вот теперь Айдаров и Дряев за его (Муртазова) грехи отвечают".

Подводя итог своему выступлению, Дудиева заявила, что у нее имеется достаточное количество доказательств того, что теракт в Беслане был спланирован и организован с участием МВД и ФСБ России. В частности, она пообещала предъявить в суде документ, подтверждающий, что один из участников захвата – Владимир Ходов, исчезнувший после штурма школы, – является сотрудником правоохранительных органов. Кроме того, женщина рассказала о записке, подброшенной к ней в дом в октябре 2004 г.: в ней было написано, что именно сотрудники ФСБ ударили тогда Дудиеву в учительской.

К ее словам присоединилась учительница школы №1 Фатима Гелисхажева, потерявшая во время захвата свою дочь. Женщина потребовала, чтобы следствие установило, кто именно отдал приказ снять с учебного заведения охрану. Кроме того, Гелисхажева выразила свое недоумение по поводу того факта, что во всех школах Беслана линейка должна была начаться в 10 Yтра, но именно в школе №1 распоряжением директора ее перенесли на 9 часов. "Акция была спланирована российскими спецслужбами", – резюмировала она.

Напомним, что руководитель Правобережного РОВД Мирослав Айдаров, его заместитель по общей безопасности Таймураз Муртазов и начальник штаба райотдела Гурам Дряев обвиняются по ч. 2 и 3 ст. 293 УК РФ ("[алатность"), в соответствии с которыми им грозит лишение свободы на срок до семи лет. Сами же сотрудники милиции своей вины не признают.

Выбор читателей