Физики раскрывают тайну антивещества

Откратие новых свойств загадочных нейтрино, в неизменном виде бороздящих Вселенную со дня ее зарождения, поможет ученым понять, как формировалась материя и исчезало антивещество

Физики давно "разобрали" атом, который оказался очень даже делимым, изучили свойства его компонентов, измерили их диаметр и абсолютный вес, и в этой области изучать, казалось бы, уже нечего. Оставались загадкой только нейтрино, снискавшие прозвище "частиц-призраков" ввиду своей удивительной способности проходить огромные пространственные и временные пределы безо всяких изменений. Они не взаимодействуют с физическими объектами, будь то планета или молекулы газов земной атмосферы.

Специально для изучения нейтрино японцы сконструировали ускоритель с особым детектором, и оказалось, что при прохождении через экран некоторые из частиц вступали во взаимодействие, оставаясь при этом невидимыми. Однако при помощи специальных методов удалось установить, что нейтрино на самом деле обладают массой, значит, в таксономическом смысле они ближе электронам, нежели, например, квантам света. Дело было так: ученые заметили, что перед отправкой потока частиц детекторы обнаруживали большее количество нейтрино, нежели в конечной точке, куда направляли поток. Они объяснили этот феномен тем, что собственно в ускорителе формировались нейтрино одного и того же типа, но во время прохождения заданного пути они меняли свойства и трансформировались в нейтрино другого типа, соответственно, с иными свойствами. А для этого необходимо, чтобы нейтрино непременно обладали массой, в противном случае переход просто невозможен.

В эксперименте были задействованы светила современной науки из 32 институтов 6 стран мира. И они, надо сказать, совсем не впустую потратили время и силы: разгадка феномена нейтрино по всем прогнозам должна стать великим открытием в области физики элементарных частиц. Ученые также говорят, что нейтрино буквально окружают нас, они везде, в каждом кубическом сантиметре окружающей действительности их просто сотни тысяч. Считается, что эта информация может подтолкнуть физиков на внесение изменений в ряд теорий, описывающих происхождение Вселенной.

Нейтрино сыграли значительную роль в формировании Вселенной, и физики говорят, что вышеописанное открытие позволит понять, как зарождалась космическая материя и, самое главное, процессы, в результате которых антивещество становится неуловимым. Есть и другая сторона проблемы: реакции, идущие на Солнце с выделением гигантского количества энергии, должны сопровождаться выделением загадочных "исчезающих" частиц. Однако поток нейтрино с небесного светила до сих пор не был обнаружен.