Швейцария отдаст Калоева России

Еще до конца этого года Виталий Калоев, осужденный швейцарским судом за убийство авиадиспетчера компании Skyguide, вернется на Родину. Такое мнение высказал глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров


ФОТО: НТВ



Еще до конца этого года Виталий Калоев, осужденный швейцарским судом за убийство авиадиспетчера компании Skyguide, вернется на Родину. Такое мнение высказал глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров. "Пользуясь теми данными, что я получаю, могу сказать - до конца этого года все будет решено", - сообщил он.

"Независимая газета" отмечает, что Виталий Калоев уже официально уведомил швейцарские власти о своем желании отбывать наказание на территории России. Однако, пишет "НГ", приговор в отношении Калоева еще не вступил в законную силу: согласно швейцарскому законодательству, это может произойти только по завершении процедуры обжалования вердикта. Адвокат осужденного Владимир Сергеев пояснил, что сторона защиты высказала свое принципиальное желание опротестовать вердикт суда и обжаловать приговор, но для этого надо, как минимум, получить его копию, а время ожидания приговора швейцарскими законами не оговариваются.

Кроме того, приговор уже обжалован прокурором Цюриха, который посчитал его слишком мягким. "Кассационное производство, как показывает практика, длится не менее шести месяцев, – сообщили в Департаменте МИД РФ. – Можно предположить, что в данном случае будет так же". Однако Министерство юстиции Российской Федерации уже начало работу относительно передачи Виталия Калоева российской стороне. Официальным поводом для этого послужило обращение, которое в середине марта передал главе Минюста Юрию Чайке Мамсуров. В ответ Ю.Чайка заявил, что уже с момента осуждения Калоева Минюст РФ прорабатывает этот вопрос. "В связи с отсутствием между РФ и Швейцарской конфедерацией международного договора о передаче осужденных Минюст совместно с МИД России проработали со швейцарской стороной возможность заключения специального соглашения по данному вопросу на условиях взаимности", - сообщил Ю.Чайка. В этом соглашении, как предполагается, должны быть прописаны условия содержания осужденного Виталия Калоева.

По мнению главы республики Северная Осетия – Алания Таймураза Мамсурова, этот вариант более предпочтителен, поскольку все должно произойти довольно быстро. "Насколько мне известно, и Минюст подтверждает это, есть возможность сделать все более быстро. Это будет локальный документ по конкретному человеку между ведомствами двух стран. Если в ведомствах обеих стран будет получено добро, то вопрос будет решен быстро", - сказал Мамсуров. "По моим сведениям, швейцарская сторона скорее согласится, чем откажется от него", - добавил Т.Мамсуров.

Напомним, что 49-летний инженер-строитель из Владикавказа Виталий Калоев осужден в Швейцарии за убийство авиадиспетчера компании Skyguide Питера Нильсена, из-за ошибки которого 2 июля 2002 г. в небе над Боденским озером столкнулись пассажирский самолет "Ту-154" "Башкирских авиалиний" и "Boeing-757" компании DHL. Тогда погиб 71 человек, в том числе – вся семья Виталия Калоева – жена, сын и дочь.

Швейцарские власти задержали Виталия Калоева на следующий день после того, как в пригороде Цюриха был обнаружен мертвым авиадиспетчер Питер Нильсен.

В одном из интервью Виталий Калоев рассказал, как было дело.

"Я постучал. Нильсен вышел. Я ему сначала жестом показал, чтобы он меня пригласил в дом. Но он захлопнул дверь. Я снова позвонил и ему сказал: "Ихь бин руссланд" ("Я – Россия"). Эти слова со школы помню. Он промолчал. Я достал фотографии, на которых были тела моих детей. Хотел, чтобы он их посмотрел. Но он оттолкнул мою руку и резко показал жестом, чтобы я убирался... Типа как собаке: пошел вон. Ну, я промолчал. Понимаете, обида меня взяла. Даже глаза слезами наполнились. Я второй раз протянул ему руку с фотографиями и по-испански сказал: "Посмотри!" Он ка-а-ак хлопнул меня по руке... Снимки полетели... И там понеслось... Наверное", - сообщил Виталий Калоев, добавляя, что не помнит, как покинул дом авиадиспетчера.

Он утверждает, что пришел в дом к авиадиспетчеру для того, чтобы заставить его извиниться за свою трагическую ошибку: "Я решил заставить его покаяться. Я ему хотел показать фотографии своей убитой семьи, а потом вместе с ним пойти в Skyguide и позвать телевидение, чтобы они - Нильсен и Россье (глава компании) - перед камерой принесли мне извинения. Это мое желание не было ни для кого секретом".

Россиянин говорит, что не раз просил директора швейцарской компании устроить ему встречу с Нильсеном, однако тот отказывался: "Да, в 2003 г. я просил Skyguide показать мне Нильсена, а они его спрятали. А потом я получил факс-письмо. Skyguide попросил, чтобы я отказался от моей мертвой семьи: получил компенсацию и подписал бумаги, по которым соглашался, чтобы фирму больше не преследовали. Меня это возмутило. Я им позвонил и сказал, что хотел бы встретиться с Нильсеном и обговорить эти вопросы. Он сначала согласился, а потом отказался".

Калоев признается, что не жалеет о смерти диспетчера: "Как я его должен жалеть? Мне, понимаете, легче не стало от того, что он умер. Мои дети не вернулись..." Находясь в тюрьме, он не имеет возможности говорить по-русски, но по-настоящему страдает лишь из-за того, что не может посещать могилу своих близких.

Выбор читателей