Марсиане не дождались человека

Ученые отчаялись найти жизнь на красной планете. Поверхность Марса мертва - теперь этому есть неоспоримые доказательства. И, возможно, марсианские кущи завяли прежде, чем на Земле появился homo sapiens

ФОТО: ESA

Марсианская цивилизация, если она когда-либо существовала, пала раньше, чем человек разумный поднял глаза к небу и уставился на красную точечку. "Ма-а-арс", - взвыл голозадый человек. Но на Марсе к тому времени уже не было никого, кто мог бы ему ответить – все умерли. Ни души. Спустя миллионы лет человек изобрел телескоп, запустил в космос железки с видеокамерами, надеясь обнаружить на челе красной планеты города или хотя бы развалины, но все впустую – пыль да буераки. И лишь недавно до сапиенса дошло, что он, похоже, опоздал.

По крайней мере, к такому заключению пришли специалисты Европейского космического агентства, исследовавшие марсианскую поверхность с помощью зонда Mars Express. Аппарат, оснащенный безумно дорогим спектрометром Omega, мог отбирать пробы грунта "не сходя с орбиты". Патентованная технология: Omega регистрирует свет, отраженный от поверхности планеты, и раскладывает его на спектры, в которых химическим элементам соответствуют уникальные линии. Все просто! А главное, этой информации опытному геохимику вполне достаточно, чтобы определить состав каждой марсианской пылинки. Проблема лишь в том, что, кроме пыли, геологам ничего не попалось. Как всегда.

Итог исследований с одной стороны сенсационный, а с другой – все-таки печальный: жизни на Марсе нет. Образно говоря, планета слишком стара для того, чтобы позволить себе такую активность, и виной всему необратимые химические превращения, сделавшие из марсианской коры груду безводных, сухих камней, отравленных оксидами железа. Тут не заведется ни один уважающий себя микроб. "Этот грунт - самая ужасная среда обитания, какую только можно себе представить, там не поселятся даже примитивные организмы", - подтверждает Джон Мастард, участник программы ЕКА.

Впрочем, раньше, около 5 млрд лет назад, дела шли куда лучше. В глиняных ложах плескались теплые океаны, атмосфера была плотная, всюду носились могучие ветра, не в пример нынешней поземке; солнышко, штиль, бактерии.

"Если Марс и был обитаем, то, скорее всего, в этот период", - рассуждает французский ученый Жан-Пьер Бибрен в своей статье, на днях опубликованной журналом Science.

Вскоре (не забывайте о геологических масштабах) благодатная эра закончилась, проснулись вулканы и завалили теплые океаны серой из недр. Вода мало-помалу улетучилась, атмосфера рассосалась, Марс высох, и в возрасте 3,5 млрд лет стал этаким космическим пенсионером.

Ни о каких бактериях не могло быть и речи, отныне планету занимали только эрозия и геоформации.

И все же, научное сообщество Земли не верит в биологическую смерть брата-Марса. "Говоря "На Марсе нет жизни" мы имели в виду его поверхность", - уточняет физик Витторио Формисано из Рима. Не исключено, что в пещерах или трещинах обитают микроорганизмы – правда, с помощью спектрометра их не засечь, придется ждать экспедиции в глубь Марса.

А недра тем временем пышут метаном, который в атмосфере распадается до формальдегида (муравьиного альдегида). Формальдегид, в свою очередь, стабилен в течение 7 часов, затем от него остаются рожки да ножки – то есть, вода да углекислый газ. Тем не менее, это вещество присутствует в марсианских спектрах постоянно. Что ж, осталось найти источник, который, возможно, не захочет даваться в руки, а лишь скажет что-нибудь обидное вроде "Это моя территория!", и юркнет в свою нору.