Ахмадинежад стал главной интригой саммита ШОС

Сюжеты, связанные с президентом Ирана, едва ли не затмили содержательную сторону саммита Шанхайской организации сотрудничества. Ахмадинежад как минимум сделал больно Дональду Рамсфелду


ФОТО AP



Основную интригу завершившегося вчера саммита лидеров стран Шанхайской организации сотрудничества, в которую входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан, наблюдатели сформулировали задолго до его открытия. Всех интересовало, чем завершатся переговоры Махмуда Ахмадинежада в кулуарах саммита, на который он прибыл в качестве главы государства, имеющего в ШОС статус страны-наблюдателя. Основные вопросы, которые волновали экспертов, касались иранской ядерной программы, точнее, реакции лидера Ирана на пакет предложений, переданный иранской стороне от имени России, Китая, США, Великобритании, Франции и Германии. Помимо этого, интерес вызывала тема возможного вхождения или, во всяком случае, более глубокой интеграции Ирана в структуры ШОС.

В результате сюжеты, связанные с Ахмадинежадом, едва ли не затмили содержательную сторону саммита, который, как и ожидалось, прошел весьма успешно. Президенты стран-участниц подписали Декларацию пятилетия ШОС, а также выступили с Заявлением по международной информационной безопасности, в котором предлагается перекрыть террористам доступ к информационным ресурсам, в первую очередь к Интернету. Среди документов, принятых в рамках саммита, следует отметить утверждение Программы сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2007-2009 гг., а также ряда соглашений: "О совместных антитеррористических мероприятиях на территории государств ШОС", "О сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории стран ШОС лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности", "О сотрудничестве в области образования". Принятые на саммите решения в очередной раз подтвердили ведущую роль ШОС в регионе и существенно расширили круг проблем, которые вошли в сферу ответственности организации, играющей все более значительную роль в международной политике.

Еще накануне саммита Ахмадинежад подчеркнул, что "Иран приветствует все инициативы, основанные на международном праве и уважении прав иранцев". Эта весьма неопределенная формулировка достаточно четко свидетельствует, что Тегеран не собирается отступать от своей генеральной дипломатической линии: ИРИ имеет право на развитие "мирного атома", и никто не может заставить его пересмотреть свою позицию. При этом Иран не выходит из переговорного процесса, поэтому принимать по отношению к нему какие-либо санкции непродуктивно, ибо это переведет ситуацию в состояние конфликта, исключающего возможность договориться методами дипломатии. Примерно в том же ключе Ахмадинежд отвечал и на вопросы журналистов на саммите ШОС. Попытка Путина на совместной пресс-конференции предоставить Ахмадинежаду возможность озвучить свою позицию успехом не увенчалась. На просьбу российского президента высказаться по поводу предложений "шестерки" по урегулированию ситуации вокруг ядерной программы иранский лидер сообщил лишь, что "наши позиции достаточно ясны и близки друг к другу". И добавил: "Что касается ядерной области, я думаю, что вы полностью в курсе". Единственное, на что он не поскупился, это на уверения в том, что Иран с большим уважением относится к России и надеется на дальнейшее сотрудничество с ней как в экономике, так и в сфере политического взаимодействия.

Если учесть, что Запад расценивает иранский режим как одного из основных спонсоров международного терроризма, предложение Ахмадинежада о готовности Ирана "развивать сотрудничество с Шанхайской организацией для установления мира, стабильности и безопасности в регионе" выглядит еще одним способом создать ШОС имидж организации, деятельность которой направлена на противостояние с США и странами ЕС. Так, Дональд Рамсфелд уже завил: "Сама мысль о том, что Иран может быть принят в эту организацию, с тем, чтобы он, якобы, внес свой вклад в борьбу с терроризмом, причиняет мне боль!"

По мнению западных экспертов, дипломатическая активность ИРИ нацелена на раскол позиции переговорщиков по иранской ядерной проблеме, чтобы члены СБ ООН не смогли принять единого решения. Однако похоже, что ни Москва, ни Пекин не намерены идти на радикальное ухудшение с западным миром. В кулуарах саммита высказывалось мнение, что ШОС еще не готова к расширению, хотя полноправными членами этой организации хотят стать Индия, Пакистан и Иран.

Что же касается иранской ядерной программы, за Ахмадинежада отвечали руководители Китая и России. Председатель КНР Ху Цзиньтао выразил надежду на то, что предложенный Тегерану проект решения иранской ядерной проблемы может стать основой для возобновления переговоров. А Путин отметил, что Иран вправе реализовывать свои планы в области высоких технологий и использовать эти технологии на благо своего развития. Однако сделать это нужно таким образом, чтобы полностью исключить озабоченности мирового сообщества по тематике нераспространения ядерного оружия. Путин добавил, что Россия практически сформулировала свои предложения о создании сети международных ядерных центров, в рамках которых будет предоставлен доступ к производству ядерной энергии при строгом международном контроле, прежде всего со стороны МАГАТЭ. При этом, по словам российского лидера, доступ к технологиям должен быть свободным и недискриминационным, а контроль – эффективным. Путин оценил состоявшуюся встречу с Ахмадинежадом позитивно, добавив, что Иран готов начать переговоры по ядерной проблеме и вскоре сформулирует предложение по срокам.

Однако радужные надежды по поводу готовности Тегерана к переговорам уже после окончания саммита ШОС развеял духовный лидер страны аятолла Али Хаменеи. В интервью, показанном вчера по иранскому телевидению, он заявил, что Иран не станет отказываться от работ в области обогащения урана, поскольку "продолжение работ в области ядерной программы является главной целью страны". По словам Хаменеи, ИРИ не поддастся давлению со стороны Запада и не прекратит обогащение урана.

Выбор читателей