Ближневосточный ад: взгляд из Израиля

Пока израильтяне на севере страны прячутся в бомбоубежища от десятков ракет "Хезболлы", зарубежная пресса предпочитает рассказывать о происходящем в Ливане. Кому принесет пользу вторая ливанская война?


ФОТО: AP
ВСЕ ФОТО



В четверг днем впервые за последние 25 лет ракеты, прилетевшие с ливанской территории, упали в одном из древнейших городов Израиля – Цфате, ранив около двух десятков человек. Четверть века назад "Катюши" советского производства по этому городу запускали суннитские боевики палестинского ФАТХ. Сегодня "эстафету" приняли шиитские боевики "Хезболлы", вооруженные иранскими улучшенными "Катюшами" и "Фаджрами". На данный момент еще не ясно, до какого города они достанут в ближайшие часы или дни. И автору этих строк, живущему в Хайфе, на расстоянии 50 км от границы, совсем не все равно. Особенно принимая во внимание то, что в момент написания этой статьи в трех километрах от его дома разорвались три "Фаджра"...

Десятки ракет, падающих на жилые районы в Израиле за последние сутки, вызывают гораздо меньший резонанс в зарубежной прессе, чем удары израильской артиллерии и ВВС по стратегическим объектам в Ливане. Оно и понятно, к террору в Израиле мир уже привык. Два дня назад в новостях еще были палестинские "Кассамы", летящие из Газы на южные города еврейского государства, теперь – "Катюши", летящие на северные. Зарубежные журналисты в своих блогах уже путают, какие из этих ракет куда именно долетают. Запутаешься тут... С Ливаном проще, все четко: израильская блокада с моря, самолеты в воздухе, артобстрелы с границы, разбомблен аэропорт имени Рафика Харири и инфраструктуры. А в Израиле из приграничных северных районов эвакуируют детей и стариков, закрывают школы, останавливают движение железнодорожного транспорта. Жители переселяются или к родне, поближе к центру страны, или в бомбоубежища. Горят с трудом посаженные и выращенные в этих ранее пустынных районах леса, подожженные упавшими ракетами.

Израиль лицом к лицу с войной. Фото.

Вплоть до самого центра страны в городах начинают вытаскивать накопившийся в бомбоубежищах хлам и проверять, как там с водой и светом. И по всей стране с тревогой проверяют почтовые ящики, ожидая повесток. Страна действительно привыкла к террору. Но это уже не террор, это война, а к ней привыкнуть куда сложнее.

Хайфа, "северная столица" Израиля – в радиусе попадания ракет "Хезболлы". "Удачное" попадание ракеты в промзону города может привести к катастрофе: тут нефтеперегонные и химзаводы, от взрыва которых может выжечь с половину Хайфы. 16 лет назад жители боялись попадания туда иракского "Скада". Теперь опасаются иранской ракеты, запущенной "Хезболлой".

И главное, что никто не знает, куда все это дело ведет. Шесть лет и два месяца тому назад Израиль ушел из южного Ливана. Зона безопасности, буфер между "Хезболлой" и Израилем, исчезла. Шесть лет "Хезболла", практически при полном безразличии ООН, ЕС и США, изредка и очень лениво напоминавших бессильному бейрутскому правительству о необходимости после полного ухода Израиля из Ливана разоружить террористов, копила силы для того, чтобы нанести удар. Что будет теперь, каким образом можно будет гарантировать безопасность севера страны – никто не знает. Заказанная армии израильским правительством ликвидация шейха Хасана Насраллы, скорее, является акцией запугивания следующих за ним в иерархии боевиков и вряд ли станет смертельным ударом по шиитской группировке. Уничтожение "Хезболлы" видится невозможным без масштабной наземной операции. И изменение политической концепции – признание того, что шиитские боевики в Ливане не являются автономной единицей, с которой нужно воевать отдельно, и вину за их действия несет правительство Ливана, которое вот уже шесть лет как должно было их разоружить, – также мало чем помогает. А вход в Ливан в момент, когда на юг Израиля из Газы летят "Кассамы", чреват долгим сидением там. Зачистить половину чужой страны от боевиков – дело не одной недели. Да и осознание того, что за атаками "Хезболлы" стоят Сирия и Иран, тоже не очень облегчает понимание и планирование развития ситуации. Вполне возможно, что израильское руководство решит провести и операцию в Сирии. А иранский Корпус Стражей Исламской Революции уже изъявил готовность посодействовать и сирийцам, и ливанцам в боях с израильтянами. Отборным бойцам аятолл не терпится схлестнуться с "малым Сатаной". Кстати, одной из основных причин ударов по аэропорту в Бейруте стало то, что через него иранцы поставляли "Хезболле" оружие, и в частности ракеты.

Но отойдем немного от подробностей, чтобы взглянуть, кому эта война приносит выгоду или, по крайней мере, пользу. Первые на очереди – политические противники "Хезболлы" и Сирии в Ливане. Если израильтяне доведут дело до самого логичного конца – несомненно, те-то и возьмут всю политическую кассу. Причем, Израилю, который зачистит "ливанское болото", от этого сильно легче не будет. Как-никак, "оккупант".

Далее по списку следуют Вашингтон и... Москва. И США, и России принесет пользу иранский фактор. В США уже провели параллели между последними заявлениями иранского лидера об уничтожении Израиля и атакой "Хезболлы". Это, несомненно, станет еще одним пунктом в списке причин нанесения удара по Тегерану. Активные же действия Израиля в Ливане и, возможно, в Сирии способны привлечь туда моджахедов, воюющих в Ираке. То есть уменьшить количество цинковых гробов, прибывающих в США, и отвлечь от них внимание прессы.

Что же касается Москвы, военные действия в Ливане неизбежно ведут к росту цен на нефть, увеличению оружейных запросов Ирана, а также отвлечению внимания от происходящего на Северном Кавказе.

Но самый главный выигрыш при любом раскладе достанется главе Палестинской автономии Абу Мазену. Он просто выживет на палестинской политической арене. Еще несколько дней назад, в связи с похищением ХАМАС израильского солдата в Газе, его карьеру считали оконченной. В связи с обострением обстановки в Ливане вопрос автономии отошел на второй план. По мнению местных аналитиков, после операции в Ливане, а может и параллельно с ней (так сказать, под шумок), израильская армия может зачистить Газу от ХАМАС на всех уровнях, после чего политическая верхушка Израиля сделает шаг доброй воли: Абу Мазену, как "настоящему партнеру", могут передать "на поруки" некоторое количество заключенных, которых ХАМАС требовал в обмен на захваченного израильского капрала.

Таков политический расклад вокруг внезапно начавшейся второй ливанской войны.

Пока писался этот текст, количество израильтян, раненных от попаданий ракет, уже перевалило за сотню... Глава аналитического отдела израильской военной разведки бригадный генерал Йоси Байдац заявил на закрытом совещании парламентской комиссии по иностранным делам и обороне, что ракеты "Хезболлы" могут достичь не только Хайфы, но и Хадеры...

Выбор читателей