На пути к большой войне

Совершенно непонятно, почему российский МИД с таким азартом продолжает подыгрывать американцам, которые последовательно и планомерно ведут дело к большой войне на Ближнем Востоке


ФОТО: AP



В начале недели Совет безопасности ООН принял резолюцию, предоставляющую Ирану срок на отказ от обогащения урана до конца августа. Если это требование не будет выполнено, к стране будут применены санкции, передает РБК со ссылкой на Associated Press. Резолюция была принята 14 голосами, против проголосовал представитель Катара. В случае невыполнения резолюции Совбез обещает принять надлежащие меры в соответствии с 7-й главой Устава ООН - речь идет об экономических санкциях.

Постоянный представитель США при ООН Джон Болтон заявил, что это первая резолюция по Ирану, отражающая всю серьезность ситуации и решимость Совбеза. Цель документа, по его словам, состоит в том, чтобы продемонстрировать Ирану: если он хочет избежать международной изоляции, ему следует отказаться от попыток создания ядерного оружия. Таким образом, не подтвердилась тиражируемая многими (в том числе, именитыми экспертами в области внешней политики) точка зрения о том, что ситуация, складывающаяся вокруг Ливана, выгодна, прежде всего, странам, стремящимся отвлечь внимание от иранской ядерной проблемы. Представляется, что дело обстоит ровно наоборот: нынешние действия Израиля призваны усилить давление, оказываемое Вашингтоном на Тегеран посредством Совета безопасности ООН.

Разумеется, ни одна страна не желала бы допустить, чтобы в отношении нее была установлена экономическая блокада. Представим себе, например, гипотетический вооруженный конфликт на путях транспортировки российских энергетических ресурсов на Запад, сопровождающийся разрушением магистральных нефтепроводов и объектов нефтеперерабатывающей инфраструктуры. Неужели Москва наблюдала бы за этим со стороны, не предпринимая никаких действий? Между тем экономика Ирана и так становится все более уязвимой к внешнему воздействию – социально-экономическая ситуация в стране за последнее время значительно ухудшилась, и в случае введения экономических санкций вероятность кризиса экономики возрастет многократно. Это может подтолкнуть иранское руководство к поискам внешнего врага, что, в свою очередь, даст американцам желанный повод к началу военной операции. Сейчас таким поводом служит проблема "иранского ядерного досье". При желании эта проблема давно могла быть урегулирована, но это не входит в сценарии, которые пишутся за океаном для "Большого Ближнего Востока".

Когда члены шестерки посредников озвучили свои предложения по иранской ядерной проблеме, многим представлялось, что они будут отвергнуты Тегераном как неприемлемые. Ранее Ахмадинежад говорил, что Иран намерен объявить свое решение относительно пакета экономических и политических инициатив, предложенного Советом безопасности ООН и Германией в обмен на отказ Ирана от обогащения урана, в означенные им ранее сроки (22 августа). Одновременно министр иностранных дел страны Хамид Реза Асефи озвучил намерение иранского правительства отказаться от рассмотрения пакета инициатив, если Совет безопасности примет резолюцию, требующую от Ирана прекратить обогащение урана до конца августа. С точки зрения министра, международное давление лишь ухудшает положение в регионе.

Ровно так все и произошло. По словам эксперта Московского центра Карнеги Владимира Евсеева, пакет предложений, выдвинутых "шестеркой", недостаточно учитывал интересы Ирана, зато явно играл на руку западным странам. Следовательно, так называемые компромиссные предложения Тегерану были лишь тактическим ходом американской дипломатии, не имеющим ничего общего с подлинным достижением компромисса. И совершенно непонятно, почему российский МИД с таким азартом подыгрывал и подыгрывает американцам, которые последовательно и планомерно ведут дело к большой войне на Ближнем Востоке. Об этом свидетельствует и последнее заявление российского МИД, согласно которому Россия проголосовала за резолюцию Совбеза как поддерживающую усилия МАГАТЭ по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы. Представляется, что в данном случае усилия МАГАТЭ путаются с усилиями Госдепартамента США.

"Ситуация в регионе кризисная, и принятие антииранской резолюции в СБ ООН еще больше обострит кризис в регионе", – заявил представитель МИД ИРИ. Организация, главной целью которой является поиск мирного решения возникающих конфликтов, принимает резолюцию, которая может привести к выходу Ирана из переговорного процесса со странами "шестерки" и пересмотру его позиции по израильско-ливанскому конфликту. До последнего времени эта позиция была достаточно сдержанной, несмотря на воинственную риторику Ахмадинежада, рассчитанную, в основном, на внутреннюю аудиторию. Напомним: после начала Израилем военных действий верховный лидер Ирана А.Хаменеи ограничился традиционными антиизраильскими высказываниями, обвинив "сионистский режим" и "стоящий за его спиной Запад" в намеренном нагнетании насилия против палестинского и ливанского народов. Американская администрация была названа "худшей" за последние десятилетия и обвинена в поддержке "массового убийства женщин и детей" в Палестине и Ливане. В то же время официальные иранские представители предпочли дистанцироваться от прямого вовлечения в конфликт и заявили, что Иран не намерен вмешиваться во внутренние дела Ливана.

По мнению генерального директора Центра изучения современного Ирана Р.Сафарова, именно стремление сохранить позитивный дух в переговорном процессе по ядерной программе было для Ирана серьезным сдерживающим фактором, не позволявшим ему занять более активную позицию в израильско-ливанском конфликте. "Если Иран будет лишен этого стимула, то вполне возможно, что локальный израильско-ливанский конфликт очень скоро может перерасти в большую региональную войну с абсолютно непредсказуемыми последствиями", – полагает эксперт.

Американская дипломатия в преддверии возможной военной акции против Ирана добилась очередного успеха: благоприятный внешнеполитический фон обеспечен. И, судя по некоторым признакам, в России могут принять подобный вариант развития событий. Резолюция Совбеза по Ирану – первый шаг к военному решению проблемы, считает первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. И пока не видно сил, способных предотвратить развязывание на Ближнем Востоке крупномасштабной войны. Похоже, международное право окончательно прекратило свое существование, уступив место праву сильного делать то, что он хочет, не считаясь ни с кем и ни с чем.

Выбор читателей