Европейцы оправдали Понтифика

В европейском сообществе зазвучали голоса в поддержку Папы Римского. Бывший премьер Испании назвал абсурдом то, что "западные страны всегда должны приносить извинения, а мусульманский мир – никогда"




В европейском сообществе вчера зазвучали голоса в поддержку Папы Римского Бенедикта XVI, чьи недавние высказывания о природе ислама вызвали резко негативную реакцию мусульман всего мира. Бывший премьер Испании Хосе Мариа Аснар, активное участие которого в антииракской коалиции привело к поражению его консервативной партии на парламентских выборах, по сути, одобрил высказывания Папы о сущности джихада. "Западный мир не должен извиняться", - заявил Аснар. Он назвал абсурдной ситуацию, когда "западные страны всегда должны приносить извинения, а мусульманский мир – никогда".

Эту позицию испанского политика поддержал президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. Он выразил сожаление, что европейские лидеры так вяло высказываются в поддержку Папы в возникшем конфликте. "Мы должны защищать свои ценности, - сказал Баррозу. - Мы также должны убедить умеренных лидеров мусульманского мира - а таких большинство - отмежеваться от этого экстремизма... Я разочарован тем, что нашлось немного европейских лидеров, заявивших, что у Папы есть естественное право выражать свои взгляды. Проблема не в высказываниях Папы, а в реакции экстремистов ".

И действительно, обычно зычный и непоколебимый в борьбе с исламским экстремизмом, голос американского президента Джорджа Буша как раз в этой ситуации звучал слабо и тихо. На состоявшейся в Нью-Йорке встрече с премьер-министром Малайзии Абдуллой Ахмадом Бадави глава американской администрации рискнул лишь уточнить, что "Папа принес извинения за свои высказывания" и эти извинения "были искренними".

Его коллега по антитеррористической коалиции президент России Владимир Путин в качестве действующего председателя "большой восьмерки" также не стал защищать Понтифика. Он лишь обратился к лидерам мировых конфессий с призывом проявлять ответственность и сдержанность, чтобы избегать напряженности между представителями разных религий.

Напомним, что скандал разгорелся после выступления Папы Римского 12 сентября в университете Регенсбурга, где он раньше заведовал кафедрой. Бенедикт XVI читал лекцию об исторических и философских различиях христианства и ислама, а также о связях между насилием, верой и разумом. Пытаясь доказать аудитории, что веру нельзя навязать насилием, Понтифик обратился к слушателям с диалогом императора Византии Мануила II Палеолога, жившего на рубеже XIV и XV вв. и противостоявшего Османской империи. Эта дискуссия известна под названием "Двадцать шесть собеседований с Персом". Несколько раз подчеркнув, что это не его мнение, Бенедикт XVI пересказал слова Мануила. "Покажите мне, что нового принес Мухаммед, и вы найдете злые и бесчеловечные вещи, такие как приказы мечом нести веру, которую он проповедовал", - сказал Бенедикт XVI. Именно эти слова и вызвали возмущение мусульман, которые сочли их в устах Папы оскорблением исламу.

Святой престол поспешил заявить, что речь была интерпретирована "целиком неверно". Сам Бенедикт XVI отметил, что "искренне сожалеет о реакции на недавнее выступление в университете Регенсбурга, которое было сочтено оскорбительным для чувств мусульман". По крайней мере, одно религиозно-политическое движение – "Египетская ассоциация "Братья-мусульмане" - сочло извинения Понтифика для себя "достаточными". "Мы принимаем его извинения", - заявил заместитель духовного наставника панисламской организации Мухаммед Хабиб.

Однако остальной исламский мир оправдания Папы не устроили. Мусульманские религиозные деятели, собравшись на один день в Пакистане, заявили, что Папа Бенедикт XVI "должен быть немедленно смещен за разжигание войны и ненависти между представителями различных религий". Турецкий террорист Мехмет Али Агджа, в 1981 г. покушавшийся на Папу, заявил, что Бенедикту XVI угрожает опасность, и в связи с этим попросил его самостоятельно отречься от престола.

Вслед за этим несколько фанатиков совершили нападения на христианские церкви. Причем не только католические. Однако эта агрессия приняла формы бесчинств лишь в мусульманских странах, в Европе погромов удалось избежать. Но что будет после того, как европейские политики решат дать отпор радикалам исламского мира, сегодня сказать сложно.

Выбор читателей