Штаты прикроются от Ирана Москвой

Чтобы справиться с Ираном, США необходимо использовать рычаги давления на Россию и получить ее поддержку в этом вопросе. Это означает дальнейшее потворство грузинским провокациям и санкции против российских предприятий




Сообщение Sunday Times о секретном совещании, состоявшемся недалеко от Вашингтона, явно носит характер организованной утечки. Согласно информации газеты, участники совещания пришли к единодушному мнению о том, что в настоящее время у США нет практически никаких средств, чтобы предотвратить создание Ираном компонентов ядерного оружия.

Сообщается, что вариант с нанесением бомбовых ударов по ядерным объектам Ирана якобы был отвергнут по причине недостатка разведданных, необходимых для достижения достаточной его эффективности. "Мы располагаем лишь неполными данными о распространении и размещении объектов иранской программы, – цитирует газета источник из числа причастных к совещанию. – Даже если бы поступил приказ на их уничтожение, мы не знаем, как это сделать". А командующий войсками США на Ближнем Востоке генерал Джон Абизаид предупреждает, что удары по Ирану могут нанести ущерб нефтяным месторождениям, породить армию "суррогатных" террористов и вызвать ракетные обстрелы союзников Америки в регионе. Руководство американской группировки в регионе особенно обеспокоено тем, что Иран может дестабилизировать обстановку в Ираке, который и без того охвачен хаосом (интересно, что несколько раньше начальник Абизаида Джордж Буш ставил иракскую демократию в пример другим странам, в том числе и России).

Представляется, что своими неадекватными действиями на Ближнем Востоке, и еще более воинственной риторикой, американцы сами загнали себя в тупик. Косвенным свидетельством тому стал скандал (выплеснувшийся на страницы американской прессы) в связи с фальсифицированными данными об иранской ядерной программе, которые пытались впарить доверчивой публике авторы доклада комитета по разведке Палаты представителей Конгресса США. Документ с названием "Признать Иран стратегической угрозой: вызов разведывательному сообществу Соединенных Штатов" вызвал резкую отповедь МАГАТЭ, и даже Washington Post в статье от 14 сентября напомнила, что "утверждения об иракской ядерной программе были сделаны Белым домом на фальсифицированных документах". А в том, как развивалась ситуация вокруг Ирака несколько лет назад и как она развивается вокруг Ирана сейчас, параллели видны невооруженным глазом.

Заявления о том, что у США не осталось средств противодействия ядерной программе Ирана очень характерны для нынешнего внешнеполитического курса этой страны, с его демонстрацией "права сильного" и абсолютно наплевательским отношением к международным соглашениям, заключавшимся в разное время в сфере нераспространения ядерного оружия.

Напомним, в настоящее время Иран является участником всех международных соглашений в области нераспространения - Договора о нераспространении ядерного оружия, Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, Конвенции о запрещении химического оружия и Конвенции о запрещении бактериологического оружия. В частности, участником ДНЯО Иран является с 1968 года. Однако режим нераспространения не может быть эффективным при наличии двойных стандартов, когда некоторые государства, в частности недружественно настроенные по отношению к Ирану Израиль и Пакистан, уже обзавелись ядерным оружием. Иран же традиционно выступал одним из инициаторов создания на Ближнем и Среднем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия. Доктрина национальной безопасности ИРИ основывается на принципах сдерживания, Тегеран активно сотрудничает с МАГАТЭ, которая регулярно проводит инспекции объектов ядерной инфраструктуры Ирана.

Таким образом, при наличии доброй воли, все реальные или мнимые опасения относительно имеющихся иранских ядерных амбиций можно было бы снять. Однако вместо этого из Вашингтона по-прежнему звучат угрозы и выдумываются все новые переговорные форматы, эффективность которых представляется весьма сомнительной.

Как известно, в настоящее время продолжаются интенсивные дипломатические консультации относительно так называемого "иранского ядерного досье". В частности, этот вопрос обсуждали в ходе телефонного разговора президенты России и США. Видимо, позиция Москвы по вопросу о введении экономических санкций против Тегерана остается последовательно негативной. И это не удивительно: в России уже имели возможность убедиться, что уступки если что и порождают, так это требования все новых уступок.

Одновременно в Тегеране начались переговоры между секретарем Совета безопасности РФ Игорем Ивановым и иранским представителем Али Лариджани. А Кондолиза Райс отправляется в очередное турне по Ближнему Востоку, в ходе которого посетит арабские государства Персидского залива. Можно предположить, что, не найдя взаимопонимания в Москве и Пекине, США актуализируют традиционные арабо-персидские противоречия, пополнив сколачиваемую ими антииранскую коалицию. Вариант начала силовой акции против Ирана отнюдь не снимается с повестки дня, однако акценты могут быть смещены в сторону провоцирования внутренних беспорядков в этой стране, наподобие имевших место в мае массовых волнений в так называемом Иранском Азербайджане.

В минувшие выходные Буш подписал "Акт о поддержке свободы в Иране". Этот документ, в числе прочего, разрешает президенту США использовать в необходимых объемах средства из федерального бюджета для финансирования в США и за рубежом деятельности по "поддержке и продвижению демократии в Иране", включая финансирование радио- и телевизионных станций, вещающих на Иран. Таким образом, вскоре на эту страну может обрушиться очередной поток пропаганды, имеющей цель расшатать ее внутреннее единство.

Никуда не делись и угрозы экономического шантажа. Если Иран не откажется от своей ядерной программы, у международного сообщества нет другого выбора, как ввести против него санкции, заявила госсекретарь США Кондолиза Райс. Однако возможное введение санкций рискует оказаться односторонним шагом Вашингтона – очевидно, что их не поддержат не только Москва и Пекин, но и многие европейские союзники США (в частности, Франция). Следовательно, экономические меры воздействия на Тегеран могут не принести ожидаемого результата и у вашингтонских "ястребов" вновь возникнет соблазн решения так называемой "иранской проблемы" военным путем.

Что уже сейчас требуется в связи с этим от Москвы, довольно ясно дал понять лидер республиканского большинства в Сенате Билл Фрист. По его словам, после принятия Акта о поддержке свободы в Иране "у администрации США появилась замечательная возможность использовать все рычаги давления на Россию, чтобы добиться ее поддержки для многосторонних санкций против Ирана".

Одним из этих рычагов, видимо, будет дальнейшая поддержка нынешнего руководства Грузии в его попытках до предела обострить отношения с Россией. Другим – введение санкций против российских предприятий, имеющих контракты с Ираном. Найдутся и другие рычаги - нынешняя американская администрация все явственнее скатывается к прямой конфронтации с Москвой.

Однако говорить в таком тоне с Россией бесполезно. Москва всегда признавала право Тегерана на мирный атом, в то же время отвергая его притязания на обладание ядерным оружием. Однако система нераспространения сейчас во многом разрушена, в первую очередь благодаря политике США. Вопросы мировой энергетики также рискуют превратиться в фактор давления одних государств на другие, по тем или иным причинам ставшие неугодными. В этих условиях все труднее находить аргументы против развития атомной энергетики в странах, которые стремятся в мире, глобализирующемся по-американски, сохранить хотя бы подобие национального суверенитета.

Выбор читателей