Окруашвили пообещал России поражение в войне

Окруашвили выступил с очередной зажигательной речью, пообещав войну, в которой "Россия обречена на поражение". Москва в ответ предлагает "проверить этого господина на предмет адекватности восприятия мира"




Вчера министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили подбросил очередную связку дров в топку российско-грузинского противостояния. Он фактически предсказал будущую войну с Россией. В интервью российскому изданию "Версия" г-н Окруашвили заявил, что Грузия готова к обострению ситуации вокруг Южной Осетии и Абхазии: "Говорить о косовском сценарии для автономий и при этом апеллировать к Западу России, думаю, не под силу. Косовский сценарий – совершенно контрпродуктивный подход для возможных переговоров по вопросу автономий... Российская сторона так или иначе будет обострять эту тему. Мы к этому готовы и другого не ждем. Для нас это означает насильственное территориальное размежевание. Итогом будет война".

Впрочем, за столь пессимистичным сценарием из уст главы грузинского военного ведомства прозвучали жизнеутверждающие для граждан Грузии нотки: "Мы готовы идти в бой хоть завтра. Нам есть что защищать, и делать это мы умеем".

Очередное выступление министра, не раз называвшего Москву "клоакой" и грозившего реализовывать там "фекальные массы", не осталось без внимания российских военных. И снова все до боли напоминало традиционные пикировки Тбилиси и Москвы последних двух лет: горячие грузинские парни гонят в адрес северного соседа поток грубостей, а сосед выдает сдержанные опровержения. Вот и сейчас начальник Генерального штаба РФ генерал армии Юрий Балуевский заявил, что "у России нет намерений начинать войну с Грузией". Начальник Генштаба призвал официальный Тбилиси к ответственности: "Если у господина Окруашвили чешутся руки, пусть он понимает все последствия того, что может произойти. Если Грузия развяжет войну против своих граждан, российских граждан, которые находятся на территории Абхазии и Южной Осетии, и против миротворческих сил, которые сегодня являются единственным гарантом стабильности в этом регионе, тогда вся ответственность за последствия провокации с человеческими жертвами ляжет на этого, не побоюсь этого слова, зарвавшегося политика". При этом Юрий Балуевский отметил, что отношения российского и грузинских народов "настолько скреплены кровью, которая были пролита в отстаивании независимости грузинского, русского, советского народа, что заявлять подобное – это уже не от мира сего... Следовало бы проверить этого господина на предмет адекватности восприятия мира".

Похоже, проблемы с адекватностью стали настоящей бедой команды Михаила Саакашвили. Пример подает сам президент, периодически разогревающий себя и слушателей пассажами об "оккупантах с севера". Не отстает и министр Окруашвили, которому последние несколько месяцев прочат пост главы грузинского правительства и даже предрекают пост преемника Саакашвили. Министр обороны Грузии пояснил, на чем зиждется его уверенность в победе во время войны: "У России серьезные проблемы с обороноспособностью. Армия – дутая величина, техника старая, солдаты небоеспособны. А мы не Чечня, наша обороноспособность как никогда высока...".

На самом деле, выпад Окруашвили можно рассматривать как продолжение традиционного "обмена мнениями" между российским и грузинским руководством, который не имеет никакого практического применения. "Слов уже было сказано более чем достаточно с обеих сторон, – считает заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. – Риторику Окруашвили можно рассматривать, имея в виду два варианта развития событий. Первый – это нападение России на Грузию. А второй – нападение Грузии на Абхазию и Южную Осетию и участие России в отражении этой агрессии. Два совершенно разных сценария. Но что бы ни говорил Окруашвили, Россия в любом случае сильнее Грузии настолько, что даже бессмысленно их сравнивать. Аналогии с Чечней вообще не имеют смысла. Вторую чеченскую кампанию Россия выиграла однозначно. Строго говоря, в военном плане она выиграла и первую чеченскую войну, но проиграла ее политически".

По словам эксперта, в России никому в голову не приходит даже гипотетический сценарий захвата Грузии, тогда как вариант грузинской агрессии в отношении непризнанных республик рассматривается как вполне реалистичный. "Но, скорее всего, Тбилиси проиграет даже без участия России в этой войне, – предполагает Храмчихин. – Там продумывают единственно приемлемый вариант, делая ставку на блицкриг. Если война затянется больше чем на 3-4 дня, Грузия проиграет однозначно. Поэтому они попытаются обезглавить обе республики сразу или одну из них, скорее всего, Южную Осетию. То есть: высадить десант в Цхинвале, уничтожить руководство, после чего привести своих и заявить о победе. Эту попытку Окруашвили может реализовать на Новый год. Можно вспомнить его обещания встретить Новый год в Цхинвале. Расчет будет делаться на то, что в праздники у нас все пьют и будут недееспособны". Вариант захвата столицы Южной Осетии зимой чрезвычайно заманчив для Грузии, тем более что перевалы завалены снегом, что затруднит помощь осетинам из России. А то, что сейчас в Тбилиси акцент делается на абхазской теме, можно считать отвлекающим моментом – главной целью, по мнению экспертов, будет все-таки Южная Осетия.

Впрочем, у Тбилиси не все гладко и с поддержкой извне. Некоторые надежды Грузии вчера развеял председатель военного комитета НАТО генерал Раймонд Эно, находящийся с визитом в Москве. По его словам, альянс не планирует вводить своих миротворцев в зоны грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов, поскольку "об участии НАТО в этом вопросе речи не идет". О том, что опасения привлечения иностранных войск в приграничные с Россией районы чрезмерны, говорит и Александр Храмчихин: "Грузии будет оказана стопроцентная политическая поддержка, но чтобы посылать солдат и офицеров НАТО – это исключено. Это в Москве у многих сохраняется бредовая идея, что в НАТО только и мечтают, как завести туда 47 дивизий и сесть вдоль наших границ. Это не имеет отношения к действительности, и непонятно, для чего такие разговоры ведутся".

Но, похоже, грузинские лидеры искренне верят в то, что своими силами смогут подавить сопротивление в Абхазии и Южной Осетии. "Грузия сравнительно небольшое государство, но ее армия растет фантасмагорически. Сегодня Грузия намеренно торпедирует переговорный процесс, потому что эта страна взяла курс на военное решение грузино-осетинского конфликта", – считает эксперт независимого югоосетинского агентства "IR" Геннадий Кокоев. Эти слова подтверждает непрекращающаяся скупка вооружения грузинскими силовиками. Как стало известно "Yтру", Комитету по безопасности Госдумы РФ поручено запросить информацию в ФСБ и Минобороны России о закупках вооружения грузинскими военными в Боснии и Герцеговине. Речь идет о поставках в Грузию 120-мм и 82-мм минометов, а также оптики для них. Известны заводы, отпускающие продукцию для ведомства Окруашвили: оптику поставляет предприятие ЗРАК в Сараево, а сами минометы – "Братство" из Травника. Как свидетельствуют эксперты "Yтра", речь идет о "серых" заводах в мусульманском анклаве, где налажен массовый нелегальный выпуск различных образцов оружия. Причем, согласно условиям контракта, боснийские специалисты побывали в Грузии, где проводили учебные стрельбы в зоне линии разграничения с Южной Осетией. Собственно, аналогичная ситуация сложилась и в зоне грузино-абхазского конфликта. Несмотря на мониторинг миротворцев Кодорского ущелья, в котором остаются, по официальным данным, около 550 грузинских полицейских, у границ с Абхазией сосредоточена грузинская группировка и дивизион 122-мм гаубиц Д-30, бьющих на 15 с лишним километров. Это оружие советского производства считается наступательным. По крайней мере, в России гаубицы придаются десантным частям и подразделениям.

Грузия копит оружие и боеприпасы, чтобы всей мощью обрушиться на врага. В Тбилиси надеются, что Россия, грубо говоря, прошляпит массированное применение силы у своих рубежей. Именно это и хотел сказать министр Окруашвили, говоря: "Маленькие войны Россия не выигрывает, вспомните хоть японскую, хоть финскую. Россия обречена на поражение".

Историки сочли бы его утверждение спорным. К примеру, в финскую кампанию Финляндия никак не выглядела победителем. Советские войска прорвали считавшуюся неприступной линию Маннергейма. Даже при серьезных потерях эта победа не выглядела пирровой – Москве удалось получить Выборг и полуостров Ханка и отодвинуть границу от Ленинграда. Видимо, с историей у Окруашвили плохо.

Выбор читателей