Карлики дергают Кремль за "ноги"

Вчера еще пять партий – "Возрождения России", "Патриотов России", "Социальной справедливости", Народная и СДПР – заявили о намерении совместно побороться за левоцентристский электорат




В понедельник еще пять партий – "Возрождения России", "Патриотов России", "Социальной справедливости", Народная и СДПР – заявили о намерении совместно побороться за левоцентристский электорат. Не прошедшая перерегистрацию СДПР, для которой присоединение к более удачливым игрокам является вопросом сугубо утилитарным, подключилась к процессу буквально вчера, а вот остальные еще 7 ноября договорились о создании совместного координационного совета, с помощью которого планируется взаимодействовать на мартовских выборах 2007 года. На них все пять партий планируют выставить единых кандидатов. По словам лидера Партии возрождения России Геннадия Селезнева, именно эти выборы станут для новой объединенной конструкции "первым экзаменом".

До марта должно состояться и объединение перечисленных структур в одну. "На электоральном поле будет борьба с новой партией административного ресурса, которую создает Сергей Миронов", – пообещал Селезнев. По его прогнозам, новая структура наберет на выборах "не меньше, чем 15-20%, в противном случае вообще не стоит идти в политику".

Борьба пока что сводится к заимствованию идей основного конкурента – недавно созданной "Справедливой России". Лидеры которой, как известно, не упускают случая откреститься от причастности к своему созданию отдельных кремлевских демиургов и административного ресурса в целом, обвиняя в вышеперечисленном собственного главного противника – "Единую Россию". Новая пятерка вчера поставила эти тезисы под сомнение, пояснив, что исключительно "естественным" происхождением может похвастаться лишь она одна. Новое объединение, по словам лидера "народников" Геннадия Гудкова, является "не инициативой Кремля или какого-то административного ресурса, а инициативой только здесь сидящих людей". "В отличие от многих других политических партий и объединений, мы сегодня уже можем говорить об определенных политических принципах и позиции – о том, чего нет у многих политических проектов, рожденных по указке сверху", – добавил он.

Технология объединения в единую политическую структуру не оригинальна: по словам Гудкова, будет выбрана одна из партий с наиболее развитыми региональными объединениями и более устойчивой структурой, в которую вольются все остальные партии. Именно так, напомним, поступила "Справедливая Россия". Руководящие должности в новой структуре, по словам Гудкова, займут нынешние партийные лидеры.

Впрочем, некоторые наблюдатели не исключают того, что и за новым проектом проглядываются-таки уши Кремля, а именно - замглавы администрации Владислава Суркова, не участвовавшего изначально в становлении "Справедливой России". Еще летом аналитики предполагали, что Сурков попытается взять реванш и сколотит на той же поляне собственную левоцентристскую бригаду. Другое предположение сводится к тому, что все-таки инициатива нового альянса действительно исходит от "сидящих здесь людей", понимающих бесперспективность попыток прорваться на выборах поодиночке, решивших сплотиться и заодно предложить себя некоторым силам, заинтересованным в наличии спойлера СР. "Пока что за этим объединением стоит не столько Кремль, сколько сами партийцы. Они пытаются объединиться для того, чтобы быть востребованными в качестве конкурента и ограничителя "Справедливой России", – заявил "Yтру" зам. директора ЦПТ Алексей Макаркин. Впрочем, по словам эксперта, при всей очевидности того, что самостоятельно они преодолеть 7%-й барьер не способны, не факт, что это удастся сделать в нынешнем составе: "их единственный шанс – получить во главе списка какую-нибудь харизматичную фигуру, способную привлечь внимание избирателей. Однако в проекте собралось много амбициозных фигур со своей политической биографией, рассчитывающих на руководящую роль. Сразу возникает проблема внутренней конкуренции". В СР эта проблема была решена изначально: когда создавался мироновский проект, в "Родине" уже отсутствовал Рогозин, а в Партии пенсионеров – Гартунг.

Тем не менее заинтересованность в таком проекте вполне может возникнуть. Помимо того что на всякий случай создается противовес СР, решается вопрос пристраивания политиков, в нее не попавших. "Нужно как-то решить вопрос с набором фигур, существующих на этой площадке. Либо это аутсайдеры, либо под них конструируется некий новый проект. По всей видимости, предпочли второй вариант", – считает Макаркин. Впрочем, еще одна версия появления нового альянса сводится к тому, что рано или поздно он примкнет к "левой ноге", предварительно хорошенько поторговавшись.

Собственно политические задачи новой структуры, помимо абстрактного "объединения всех сил страны на основе патриотизма, справедливости и социал-демократии", каждый из лидеров партий видит по-своему. Для Гудкова это формирование правительства из представителей партий, прошедших в парламент, и реформа избирательного права. Для лидера СДПР Владимира Кишенина – создание двухпартийной системы в России. Для секретаря по идеологии партии Социальной справедливости Ильи Константинова – направление в конструктивное русло энергии протестного электората во избежание "политического Майдана".

При этом на нынешнем составе "новейшие левые" ограничиваться не намерены: в настоящее время координационный совет социал-демократов ведет переговоры о взаимодействии и последующем объединением еще с 10 партиями. Среди избранных не окажется ни "Народной воли" Сергея Бабурина (который, по словам Гудкова, в последнее время подчеркивает, что не является социал-демократом), ни Дмитрия Рогозина ("взгляды пока расходятся, и речи о сотрудничестве пока не идет"). Не исключено, что к альянсу примкнет Сергей Глазьев – такие переговоры ведутся, отметил Гудков. Кстати, если пятерке удастся заполучить "глазьевский" электорат, на который сильно рассчитывает Миронов, удар по конкуренту будет существенный. Кроме того, новые левоцентристы уже сделали официальное предложение о присоединении Аграрной партии (она, по мнению наблюдателей, более гармонично смотрелась бы в рядах ЕР). Кстати, на часть голосов "Единой России" новый проект, как и его главный противник "Справедливая Россия", тоже претендует. При этом, по словам Гудкова, новая партия не намерена просто находиться в оппозиции к "Единой России". "Ругать "Единую Россию" - сегодня самое простое, мы являемся конструктивной оппозицией тому курсу, который проводит Кремль", – отметил он.

"Справедливая Россия" отреагировала на появление конкурента вполне миролюбиво. Как заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" секретарь политбюро партии Николай Левичев, "политика – это и есть согласование интересов и создание коалиций". "Создание серьезного субъекта политической деятельности в любой части политического спектра – событие достаточно серьезное, – заметил Левичев. – Это должно оживить политическую жизнь в стране, усилить интерес граждан к политической деятельности, будет способствовать более адекватному выражению интересов различных социальных групп в законодательной власти и повышению явки людей на выборы". Не менее доброжелательно отзываются о новом проекте и в ЕР. Что, вероятно, свидетельствует об одном: всерьез его пока кремлевские "ноги" не воспринимают.

"Если первое объединение "Справедливая Россия" хотя бы создавалось из партий, более или менее находящихся на слуху, то второе объединение – из мертвых партий. Что-то пытаются слепить перед выборами, но вряд ли будет толк. При всем том мне кажется, это попытка оттянуть голоса у КПРФ. Только у КПРФ электорат прочно сложившийся, не взращиваемый искусственно, как в "Единой России", поэтому может получиться так, что сомневающиеся уйдут именно от "ЕдРо", а не от КПРФ", – заявил ИА Regnum депутат Архангельского областного собрания, лидер фракции КПРФ Александр Новиков. Коммунист не сомневается: как и СР, новое объединение является кремлевским проектом. Чем бы карлики ни тешились, а от брака карлика с карликом великан не родится, считает, в свою очередь, депутат Архангельского областного собрания, представитель фракции ЛДПР Константин Лукин. По его словам, это объединение может добиться локального кратковременного успеха в каком-то из регионов, но он будет очень незначителен. "Учитывая, что ни одна партия не имела успеха на федеральном и региональном уровнях, трудно ожидать крупных побед", – сказал он.

Выбор читателей